Мастер-класс "Эффектный пейзаж" (часть 4). В погоне за идеальной композицией
Основные правила пейзажной съемки В этом разделе речь пойдет о самых распространенных композиционных ошибках, которые допускаются при съемке пейзажей, а также о том, как их избежать. Разумеется, это всего лишь рекомендации, а не строгие правила, но если принимать их во внимание, шансы заполучить удачные фотографии значительно повышаются.
01. ГОРИЗОНТ ПО ЦЕНТРУ
На этом снимке горизонт делит кадр напополам. Для построения более эффектной композиции рекомендуется использовать правило золотого сечения, то есть расположить линию горизонта так, чтобы она делила кадр в пропорции треть к двум третям.
02. СКУЧНЫЙ ПЕРЕДНИЙ ПЛАН
На переднем плане нет ничего интересного, не создается ощущения глубины. Включив в кадр несколько булыжников или дождавшись волны, автор мог бы получить более сильный снимок.
03. ОТСУТСТВУЕТ ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ
Несмотря на то что эта фотография сделана в соответствии со многими приводимыми здесь рекомендациями, главный объект на ней отсутствует, взгляд блуждает по снимку, и остановиться ему негде. Зачастую ключом к успешной композиции пейзажа служит простота.
04. ОТСУТСТВИЕ НАПРАВЛЯЮЩИХ ЛИНИЙ
Очевидно, что впечатляющая скала в данном случае является главным объектом снимка. Но, к сожалению, черная галька мешает взгляду добраться до нее. Старайтесь, чтобы в композиции присутствовали некие направляющие линии, подсказывающие путь взгляду зрителя.
05. СЛИШКОМ МНОГО НЕБА
Когда пустое небо занимает слишком большую часть кадра, это нарушает композицию; данный снимок — наглядное тому подтверждение. Если небо пасмурное или, наоборот, совершенно безоблачное, стройте композицию так, чтобы оно не занимало в кадре лишнего места. Можно даже обойтись без неба вообще, если вы сумеете удачно построить кадр.
06. НЕИНТЕРЕСНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Для съемки пейзажей крайне важно хорошее освещение, которое к тому же играет заметную роль в композиции снимка. В подобном случае солнце помогло бы раскрыть фактуру и цвета прибрежной полосы, сделав снимок более впечатляющим. В пасмурные дни посвятите время поиску интересных мест, куда можно будет вернуться при более выгодном освещении.
07. ОТВЛЕКАЮЩИЕ ОБЪЕКТЫ
Зачастую в кадр попадают ненужные объекты, например люди с собаками, лодки, машины и следы самолетов в небе. В данном случае фигура человека сильно отвлекает внимание. Хотя иногда имеет смысл попросить случайного прохожего занять какое-нибудь место в кадре, чтобы показать масштаб композиции.
08. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Последний снимок в этой серии демонстрирует оптимальную композицию, которой нам удалось достичь. Камень на переднем плане привлекает внимание, а за счет набежавшей волны удалось скрыть остальную гальку и мусор, валявшийся на побережье, тем самым упростив сюжет. Красочное небо придает снимку настроение, а скала вдалеке ненавязчиво фокусирует на себе внимание.
Статья напечатана с любезного разрешения редакции журнала Digital Photo