Работы по ДЗ: 28826 [+0]
Учеников: 3490
Новые ученики: Кислик
Marinavk76
николай герасимов
gerasimovpavel78
Katikalaevna

13.03.2023
Прием оплат закрыт, все ученики, олатившие обучение, могут продолжать обучаться, помня, что обучение не имеет срока давности.  Фотошкола вр...

подробнее

 

 

 

 

 



"Низкий ключ"

 

"Низкий ключ" (буквальный перевод с английского термина "Low key") - одна из популярных техник съемки, и применяется она в первую очередь для решения творческих задач.

 

Снимки в этой тональности можно назвать «Черное на черном», что более полно отражает суть этого вида съемки, где большую часть изображения составляют темные, иногда совсем черные элементы, но большинство деталей хорошо различимы, а светлые участки всегда яркие, иногда засвеченные и занимают очень мало места в кадре.

 

 

Все тональные переходы в «низком ключе» находятся в темных участках тональной шкалы и не должны сильно отличаться друг от друга по яркости. Ярче может быть только смысловой или тональный акцент. В любой грамотной фотографии, выполненной в «низком ключе», всегда есть точка белого «бесфактурного» тона, относящегося к 9 тону по зонной теории Адамса. Что это за точка? Это, как правило, блик. Блик – это всегда самая светлая точка в любом предмете. Без нее фотография будет тусклой и не полной. При этом очень важно помнить, что самый лучший блик – это блик от рисующего источника света. Это самое естественное решение, и в других вариантах он, скорее всего, будет неуместен. В редких случаях белой деталью, почти без фактуры может быть просто белый предмет, Почему без фактуры? По той простой причине, что фотографическая широта любого фотоматериала ограничена. В случае цифры она, как правило, не намного превышает 6 ступеней (для черно-белой пленки этот показатель выше).

 

В чем трудности съемки темных объектов на темном фоне? Как правило, это проблема заключается в том, что мы имеем темные объекты и разница между тенями этих объектов и самим объектом крайне мала, т. е имеет полтора тона (по Адамсу). Что мы можем сделать в этом случае? Как снимать в этой технике? Есть 7 несложных правил:

 

1. Мы можем подсветить объект так, чтобы грани были освещены достаточно ярко, таким образом, у нас возникнет градиентный переход в районе сгиба предмета. Мы промоделируем заново все плоскости темного предмета. В этом случае работа с источниками освещения требует внимания и кропотливости. Чаще всего получается так: сколько плоскостей мы моделируем, столько же источников света должно быть. Источником света можно называть все: и сам источник, и отражатели.

 

 

 

2. В технике «черное на черном» должен быть максимально возможный контраст. Именно контрастные снимки в темном ключе «играют» и «звенят». Конечно, это не обязательное правило, поскольку всегда есть снимки, где контраст был бы просто губительным. Обязательно должна быть точка белого без фактуры, либо в зоне блика, либо в зоне маленького белого пятна или предмета. Причем это будет самая активная точка на Вашем снимке, поэтому она должна находиться в том месте, где будет смысловой центр кадра. Глаз зрителя всегда тянется к светлому, поэтому он будет смотреть на светлую область очень внимательно.

 

3. В кадре обязательно должна быть точка черного, без фактуры. Это точка додумывания зрителя. Там, где ничего не видно, включается его воображение; зритель по своему опыту придумывает, что должно быть в этом месте кадра. Однако надо всегда учитывать, что опыт у людей разный и может отличаться от Вашего.

4. Тонально снимок должен быть решен без светло- и средне-серых тонов. Только темно-серые и черные. Конечно, везде могут быть исключения.

 

5. Необходимо всегда отдавать себе отчет: где нужна прорисовка фактуры, а где нет. Это зависит в первую очередь от психологического восприятия, и тут самый важный барометр – это Вы сами. Для достижения нужного эффекта иногда приходится затратить немалые усилия, в частности, для некоторых снимков может понадобиться «перефактуривание», т.е. изменение фактурных свойств объекта. Этот прием часто используют в рекламной съемке: объект покрывают клеем, водой, вазелином, царапают поверхность, чтобы фактура была другой или чтобы ее вообще не было. Самый простой пример – это съемка продуктов питания, которые часто покрывают слоем растительного масла для появления мелких бликов, подчеркивающих мелкие детали. Все это возможно, если подходить к съемке творчески, - никто Вам не запретит обмазать клеем предмет, а потом обсыпать его, например, мелко помолотой темно-бордовой специей, чтобы зазвенела фактура на черно-белой фотографии в темной тональности. Но чаще всего нам нужно будет только подчеркнуть имеющуюся фактуру боковым освещением.

 

6. Тема фотографии едва ли может быть радостной и светлой. Невозможно о светлом говорить через черное. Такие фотографии, как правило, имеют минорный психологический настрой, они в какой-то степени дискомфортны для зрителя. Невозможно (или очень сложно) в «низком ключе» говорить о радости жизни. Бывают, конечно, и исключения, но, как правило, это фотографии задумчивые, философские.

 

7. И самое важное. Наши экспонометры (и внешние и внутренние) настроены на средне-серый тон (18% серого), который соотвествует по тональности обычной фотографии. Поэтому снимки в «низком ключе» надо намеренно затемнять, т.е. устанавливать отрицательную экспокоррекцию в пределах от -1/3 до -2 ступеней и больше. Удобнее всего снимать в ручном режиме, определяя нужную экспозицию по дисплею и делая варианты с различной экспозицией.

Снимать в темном ключе – это интересная, творческая задача. Освещение в этом ключе редко бывает простым, поэтому эти снимки всегда интересны и сложны в выполнении.

Автор: Елена Счастливая, фотошкола
Публикуется с любезного разрешения главного редактора журнала "Digital Camera Photo&Video"

При копировании ссылка на первоисточник обязательна

 

 

 

 

Назад в Библиотеку