Новости школы

23.05.2016
26 мая нашей фотошколе исполняется 9 лет!    Празднуем скидками!  Скидки 50% всю неделю по коду 9YEARS! начиная с понедельника и до ...

подробнее

 



"Низкий ключ"

 

"Низкий ключ" (буквальный перевод с английского термина "Low key") - одна из популярных техник съемки, и применяется она в первую очередь для решения творческих задач.

 

Снимки в этой тональности можно назвать «Черное на черном», что более полно отражает суть этого вида съемки, где большую часть изображения составляют темные, иногда совсем черные элементы, но большинство деталей хорошо различимы, а светлые участки всегда яркие, иногда засвеченные и занимают очень мало места в кадре.

 

 

Все тональные переходы в «низком ключе» находятся в темных участках тональной шкалы и не должны сильно отличаться друг от друга по яркости. Ярче может быть только смысловой или тональный акцент. В любой грамотной фотографии, выполненной в «низком ключе», всегда есть точка белого «бесфактурного» тона, относящегося к 9 тону по зонной теории Адамса. Что это за точка? Это, как правило, блик. Блик – это всегда самая светлая точка в любом предмете. Без нее фотография будет тусклой и не полной. При этом очень важно помнить, что самый лучший блик – это блик от рисующего источника света. Это самое естественное решение, и в других вариантах он, скорее всего, будет неуместен. В редких случаях белой деталью, почти без фактуры может быть просто белый предмет, Почему без фактуры? По той простой причине, что фотографическая широта любого фотоматериала ограничена. В случае цифры она, как правило, не намного превышает 6 ступеней (для черно-белой пленки этот показатель выше).

 

В чем трудности съемки темных объектов на темном фоне? Как правило, это проблема заключается в том, что мы имеем темные объекты и разница между тенями этих объектов и самим объектом крайне мала, т. е имеет полтора тона (по Адамсу). Что мы можем сделать в этом случае? Как снимать в этой технике? Есть 7 несложных правил:

 

1. Мы можем подсветить объект так, чтобы грани были освещены достаточно ярко, таким образом, у нас возникнет градиентный переход в районе сгиба предмета. Мы промоделируем заново все плоскости темного предмета. В этом случае работа с источниками освещения требует внимания и кропотливости. Чаще всего получается так: сколько плоскостей мы моделируем, столько же источников света должно быть. Источником света можно называть все: и сам источник, и отражатели.

 

 

 

2. В технике «черное на черном» должен быть максимально возможный контраст. Именно контрастные снимки в темном ключе «играют» и «звенят». Конечно, это не обязательное правило, поскольку всегда есть снимки, где контраст был бы просто губительным. Обязательно должна быть точка белого без фактуры, либо в зоне блика, либо в зоне маленького белого пятна или предмета. Причем это будет самая активная точка на Вашем снимке, поэтому она должна находиться в том месте, где будет смысловой центр кадра. Глаз зрителя всегда тянется к светлому, поэтому он будет смотреть на светлую область очень внимательно.

 

3. В кадре обязательно должна быть точка черного, без фактуры. Это точка додумывания зрителя. Там, где ничего не видно, включается его воображение; зритель по своему опыту придумывает, что должно быть в этом месте кадра. Однако надо всегда учитывать, что опыт у людей разный и может отличаться от Вашего.

4. Тонально снимок должен быть решен без светло- и средне-серых тонов. Только темно-серые и черные. Конечно, везде могут быть исключения.

 

5. Необходимо всегда отдавать себе отчет: где нужна прорисовка фактуры, а где нет. Это зависит в первую очередь от психологического восприятия, и тут самый важный барометр – это Вы сами. Для достижения нужного эффекта иногда приходится затратить немалые усилия, в частности, для некоторых снимков может понадобиться «перефактуривание», т.е. изменение фактурных свойств объекта. Этот прием часто используют в рекламной съемке: объект покрывают клеем, водой, вазелином, царапают поверхность, чтобы фактура была другой или чтобы ее вообще не было. Самый простой пример – это съемка продуктов питания, которые часто покрывают слоем растительного масла для появления мелких бликов, подчеркивающих мелкие детали. Все это возможно, если подходить к съемке творчески, - никто Вам не запретит обмазать клеем предмет, а потом обсыпать его, например, мелко помолотой темно-бордовой специей, чтобы зазвенела фактура на черно-белой фотографии в темной тональности. Но чаще всего нам нужно будет только подчеркнуть имеющуюся фактуру боковым освещением.

 

6. Тема фотографии едва ли может быть радостной и светлой. Невозможно о светлом говорить через черное. Такие фотографии, как правило, имеют минорный психологический настрой, они в какой-то степени дискомфортны для зрителя. Невозможно (или очень сложно) в «низком ключе» говорить о радости жизни. Бывают, конечно, и исключения, но, как правило, это фотографии задумчивые, философские.

 

7. И самое важное. Наши экспонометры (и внешние и внутренние) настроены на средне-серый тон (18% серого), который соотвествует по тональности обычной фотографии. Поэтому снимки в «низком ключе» надо намеренно затемнять, т.е. устанавливать отрицательную экспокоррекцию в пределах от -1/3 до -2 ступеней и больше. Удобнее всего снимать в ручном режиме, определяя нужную экспозицию по дисплею и делая варианты с различной экспозицией.

Снимать в темном ключе – это интересная, творческая задача. Освещение в этом ключе редко бывает простым, поэтому эти снимки всегда интересны и сложны в выполнении.

Автор: Елена Счастливая, фотошкола
Публикуется с любезного разрешения главного редактора журнала "Digital Camera Photo&Video"

При копировании ссылка на первоисточник обязательна