История фотографии: имена
Йозеф Судек и его место в чешской фотографии
Творчество даже такого гармонизатора, как когда-то назвал Йозефа Судека Карел Тайге, сравнивая его с остальными чешскими фотографами, не пощадили конфликты, всегда сопровождающие бурные периоды развития. Но несмотря на это, все время все его фотографии сохраняли таинственно-спокойную ненарушенность колдовской художественной истинности, а с ней и все очарование только ему присущей поэзии. Еще не законченное и в мировой фотографии действительно уникальное как по объему, так и по сумме своих ценностей творчество появляется перед глазами чехословацкой и иностранной публики редко и скупо. Точные дозы определяет исключительно сам автор. Книги, коллекции и выставки готовит Судек под нажимом и после длительных колебаний, зато тщательно продумывает их, когда дело доходит до осуществления. Отражают ли достаточно полно эти спорадические коллекции все его творчество? Это знает только сам автор. Ведь его творчество — это несколько тысяч негативов, сложенных в лабиринте своеобразного архива, недоступного остальным смертным и совершенно неклассифицированного. Колебания маятника на часах судов, выносящих свои рассудки, которые вмешиваются в жизнь каждого художник - и того, кто скромно допускает это, и того, кто гордо отказывается, — в случае Судека были весьма незначительны, можно сказать, почти незаметны. Никто и никогда не прошел мимо эстетической ценности его работ. Но зато существенно отличались и отличаются отдельные взгляды на его место в общем контексте всей чешской фотографии. Как это ни парадоксально, такая неопределенность связана с пристрастием мастера к его собственной манере выражения. В этом отношении этот тонкий человек ведет себя прямо с роматически невозможным упрямством, которое, впрочем, является одной из наиболее характерных черт всех больших художников. В настоящее время, когда творчество Судека снова заявляет о себе своей непоколебимой монолитностью формы и содержания, нельзя избежать искушения подтвердить тот исторический факт, что его фотография сыграла и играет главную роль. Этот основной тезис, бесспорно, станет исходным критерием для работы будущего историка. Для этого уже давно подошло время
Вернемся, однако, ненадолго в прошлое. Восхищение, которое выражали передовые чешские поэты перед второй мировой войной, сменилось в последние 30 лет попытками более последовательной оценки. До сих пор на первом месте остается богатая фактами работа Лубомира Лингарта, которая была, по существу, введением к наиболее обширной монографии (232 фотографии), изданной в 1956 году. Ее автор, опытный теоретик и главный вдохновитель движения за социальную фотографию, взял тогда на себя не только неблагодарную задачу объяснения творчества Судека с точки зрения того времени, но и, кроме того, необходимую тогда защиту художественной фотографии как самостоятельного артефакта. Этот момент оказал положительное влияние на последующую судьбу чешской фотографии. Однако само по себе объяснение творчества Судека не выявило внутренние законы его ничем не нарушенной цельности. В то время Судеку было “уже 60 лет”. К счастью, в этом году ему исполняется всего только 80
Когда маэстро исполнилось 68 лет, в издательстве “Артия” вышла монография, автор которой путем намеренного отбора 96 фотографий попытался протестовать против какого бы то ни было нарушения творчества Судека, подчеркивая так называемые “нереалистические сюжеты”, чем пытался доказать кажущееся в то время нескромным утверждение во введении, что “Йозеф Судек является наиболее великим фотографом всех времен”, и впервые обращал на него внимание мировой общественности. С тех пор о Судеке пишут все больше и со все большим увлечением. Журналисты, сообщающие о его выставках заграницей, неоднократно подтвердили это “нескромное” утверждение без всяких оговорок. Творчество Судека относится к общему контексту модерной фотографии. При всех своих свойствах передачи содержания оно остается чисто фотографическим, оставляя в стороне модные привлекательные сюжеты и столь же непостоянную, крикливую эмоциональность. Оно беспокойно, но лишь в том смысле, что растет на исключительно эмоциональной основе художественного взгляда, который не отступает ни в каких жизненных положениях и бескомпромиссно следует за своей целью. Йозеф Судек в своем творчестве достигает последовательной самореализации, что в фотографии, в общем-то, довольно редко. Этот “гармонизатор” не является ни сентиментальным идеалистом, ни догматическим традиционалистом. Диапазон его сюжетов включает в себя все — от подробностей его частной жизни до передачи тонкостей пейзажа. Мы все знаем судековский свет, который как бы исходит из таинственных далей полутьмы. Поэтому его работы в прошлом часто упрекали в зависимости от живописного видения. Но не идет ли речь в этом аспекте именно о специфическом фотографическом моменте? Рассматривая фотографии Судека, я постоянно испытываю неотступное чувство, что являюсь свидетелем оптического чуда, которое при всех обстоятельствах зовет нас в мир поэзии. Они отражают подвижные очертания психологии современного человека, который может обвинить в неожиданной красоте сумерки, вечера, дожди, весну, лето, зиму, осень, полисадники и запотевшие окна, грустные уголки Праги, белые розы, листья деревьев, голые сучья и расцветшие ветви, тоскливые воспоминания, чешский и моравский пейзаж, мучительные лабиринты, ностальгические натюрморты, камни... Художника можно уличить и в том, что с этими обыкновенными вещами и сюжетами он обращается совершенно необычно. Их очеловечением Судек преодолевает возможное одиночество человека нашего времени. Будучи окруженным сновиденями, он создает фотографии редкостной ценности. Свои картины он помещает в мир абсолютной красоты. Ему удалось преобразовать социальные бои и тревоги, без которых современная сенсибильность была бы стерильной, в глубокое восхищение жизнью простых вещей, прелесть которых преходяща и почти не поддается запечатлению. Йозеф Судек возвращает нам потерянный рай детства, любви и поэзии.
Йозеф Судек родился 17 марта 1896 года в городе Колин. Его отец был маляром и умер, когда мальчику было три года. В 14 лет он приехал в Прагу и поступил в учение, стал переплетчиком и недолго работал в гор. Нимбурк. Во время первой мировой войны, в 1917 году, был ранен осколком гранаты, вследствии чего потерял правую руку. Три года провел в лазаретах, потом отказался от возможности стать канцелярским служащим и ступил на неопределенную стезю художественного фотографа. Фотографировать начал уже в 1913 году, но только в 26 лет начал учиться в Государственном графическом училище у проф. Карела Новака. В 1926 г. побывал в Италии. В этот период он сдружился с фотографом и теоретиком Яромиром Функе. В 1933 г. принял участие в достопамятной выставке “Социальная фотография”, которую устроила организация прогрессивной интеллигенции “Лева фронта”, интенсивно сотрудничал с художественной организацией “Дружстевни праце”, которая устроила его первую персональную выставку. С 1933 г. экспонировал его работы Союз деятелей искусств в галерее “Манес”. Среди художников всех видов и жанров у Судека десятки друзей. Его обаятельная личность привлекла к нему внимание почти всех портретистов. (В 1961 году была даже организована выставка “Йозеф Судек в изобразительном искусстве”, на которой экспонировалось 114 рисунков, графических листов, полотен, и скульптурных портретов). Помимо перечисленных книг, Судек создал несколько публикаций о Праге. Последняя его книга называется “Город Яначека — Гуквальды” (изд. “Супрафон”, 1971). Последняя персональная выставка состоялась в 1974 году в Международном музее фотографии при музее им. Д. Истмена в Рочестере (США). Йозеф Судек является членом Чехословацкого союза деятелей искусств. В 1961 г. ему было присвоено знание Заслуженного деятеля искусств, а в 1966 г. он был награжден орденом Труда.
Несколько лет тому назад в пражском выставочном зале “Фронта” была организована интересная выставка “Йозеф Судек в произведениях художников и скульпторов”. Несколько десятков полотен, графических листов и скульптур, созданных такими известными мастерами, как Ф. Тихий, В. Рада, О. Яне-чек, К. Лидицкий, свидетельствовало об исключительном значении И. Судека не только для чехословацкой фотографии, но и для всей области культуры вообще. Судек бесспорно относится к наиболее портретируемым фотографам в мире и, конечно, к наиболее фотографируемым. Это объясняется не только ролью, которую он играет в мировой фотографии, но его человеческой добротой, жизненной мудростью и вечно молодой душой.
Ян Бдлан REVUE FOTOGRAFIE 76/1