Краткая история цифровой фотографии
Данная статья была написана в конце 1990-х годов, а потому некоторые уже привычные для нас технические аспекты описаны как новшества.
Думается, говоря о многочисленных преимуществах цифровой фотографии над аналоговой, можно привести немало неоспоримых доводов, которые всегда в результате и приводятся. Однако небезынтересно просмотреть и путь развития самой технологии, с самого начала до сегодняшнего дня - очень интересная получается картина.
И это, наверное, тоже довод, причем довод совершенно железный - цифровая фотография за недолгие два десятка лет своего существования развилась настолько бурно, что даже сложно представить, что будет года эдак через три - темпы просто сумасшедшие. И это, учитывая еще и тот факт, что хотя технология зародилась в 80-х (справедливости ради стоит сказать, что первопроходец Mavica мог "похвастаться" матрицей около 28x104 пикселей, и изображение, естественно, оставляло желать много лучшего), но года до 94-95 рассматривалась исключительно как дитя прогресса, на практике ничего полезного не дающее. Здесь-то история и завертелась.
Именно в середине 90-х появляются первые фотокамеры, могущие похвастаться разрешением 640Х480 (например, Kodak DC40). А у цифровой фотокамеры, созданной "Sony", - SEPS-1000 число пикселей составило 1,3 миллиона - неслыханно по тем временам!
Именно с этого момента началось противостояние цифровой и аналоговой фотографии. Первым звонком, возвещающем о начале новой эры, стал более чем настойчивый интерес гигантов фотоиндустрии к новой технологии. Одна за другой стали предлагать цифровые фотокамеры Sony, Olympus, Canon и Nikon. Более того, многие компании, числившиеся до этого момента в лидерах индустрии, не пойдя по этому пути, совершили промах - как, например, памятная всем компания Polaroid, сейчас активно пытающаяся вернуть себе место в когорте сильнейших.
Особенно выиграли вследствие совершившейся цифровой миниреволюции именно японские вендоры (на сегодня не менее 70% рынка), в отличие от осторожничавших "американцев" - в частности, Canon и Nikon, сегодня считающиеся признанными лидерами рынка.
В конце второго тысячелетия интерес к цифровой фотографии со стороны крупных производителей достиг своего пика - практически каждый более менее серьезный вендор заявлял о своих претензиях на кусок лакомого пирога - и рынок сегодня действительно поделен крайне странным образом. Однозначного лидера, в принципе, нет - есть несколько крупных компаний, доминирующих на нем и активно конкурирующих, но не слишком сильно оторвавшихся друг от друга в своих усилиях. Условно, производителей можно разбить на три группы: к первой можно отнести Sony, Olympus и HP, ко второй - Canon, Nikon и Kodak (некоторые еще включают и Agfa), а третья - "все остальные". Все вышеперечисленные компании упорно пытаются вырвать пальму первенства из рук более успешной на сегодня Sony, причем одинаково упорно - то есть положение пока не меняется. Едва наступил миллениум, как индустрия совершила еще один головокружительный каскад - на рынок сразу несколькими компаниями были выброшены двухмегапикселные фотокамеры по очень доступным для "цифры" ценам. Это на сегодняшний момент и можно считать последней каплей, склонившей чашу весов мирового потребителя (но пока не нашего) в пользу цифровой фотографии. А снижение цен продолжается, причем, надо заметить, достаточно быстрыми темпами. Технология значительно дешевеет в производстве, а значит, и цена для потребителя тоже уменьшается. Объяснение, в принципе, достаточно простое - подобно другим направлениям hi-tech-индустрии, сегодня гиганты рынка перенесли свое производство в азиатские страны. То есть налицо противоречие - качество повышается, а цены опускаются. И будут - сегодня все усилия гигантов индустрии направлены именно на это - к работе над совершенствованием соответствующих микросхем подключены специалисты из IBM. Еще большее удешевление себестоимости цифровых фотокамер приведет к выравниванию цен между цифровыми и аналоговыми фотоаппаратами - последнему оплоту аналоговой фотографии.
А качество, как уже было сказано, действительно улучшается - причем на нескольких фронтах сразу. Первый - естественно, технический: для "цифры" светочувствительность матриц достигла 400-800 ISO (то есть она практически идентична светочувствительности современных привычных нам цветных негативных фотопленок); величина разрешения тоже вполне сравнима с соответствующей для аналоговых - 15-20 миллионов пикселей.
Другим плюсом является удобство и оперативность самой технологии, в частности, при получении изображения: можно не только регулировать само качество его, но и редактировать, меняя по вкусу контрастность и цветность - при помощи соответствующих графических редакторов.
Констатируя факт, можно добавить, что в с 1999 рынок "цифры" растет не менее чем 25%. Если же говорить о сложившемся мировом рынке потребления цифровой продукции, можно выделить три наиболее благополучных региона: Северная Америка (США и Канада), Европа и Япония. И если лидером по потреблению сегодня являются Япония, то наиболее динамично развивающейся в этом отношении страной являются США, возведшие на трон Sony (во многом именно лидерство на североамериканском рынке позволяет компании быть первой и на мировом). Все три рынка, естественно, характеризуются своими особенностями: японцы на первое место ставят непосредственно технологии (что, впрочем, и не удивительно), европейцы - качеству изображения, а американцы удобству фотокамеры. Если же говорить о предпочтениях пользователя, живущего на постсоветском пространстве, то их попросту нет - рынок еще просто не оформился.
Безусловно, говоря о цифровых технологиях в фотографии, стоит сказать и о непосредственно печати цифровых фотографий. Первый цифровой минилаб в 1996 году представила миру компания Fuji. Технология нового агрегата была гибридной - она сочетала в себе лазерные, цифровые и, конечно, химические начала. Осознав перспективность цифровых минилабов, к их производству подключились и другие компании, в частности, Noritsu и Konica. В вышеназванном минилабе Fuji, кстати, проявилась вся сущность сегодняшнего фотомира - еще не цифровой, но уже и не аналоговый - именно так можно расценивать саму идею печатать цифровые фотографии на обычной фотобумаге химическим способом.
Производители цифровых фотокамер все продолжают наращивать темпы. Цифровые технологии стремительно развиваются - о положительной динамике говорит тот факт, что сегодня новомодный "цифровик" устаревает всего за полгода, а на смену ему приходит еще более продвинутый. И, думается, в ближайшие несколько лет мы станем свидетелями еще одной маленькой технической революции в нашей индустрии, основу которой и заложила цифровая фотография.
Дмитрий Будылин
Фотосайт «МИНИЛАБ»
http://www.minilab.com.ua