Советы от профессионалов:
АЛЕКСЕЙ КОЛМЫКОВ
Фотограф, член творческого объединения "Станковая фотография XXI"
«Образование в фотографии это, прежде всего самообразование. Что означает серьезный и долгий труд»
1
Неслучайно
ИЗ НИЧЕГО НЕ ВЫЙДЕТ НИЧЕГО
Фотография не получается случайно — это первое, что необходимо знать о ней. Чтобы она получилась, должен быть базис, и человек должен представлять себе, что искать и где искать.
2
Учитесь
ВСЕ ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ САМОМУ
Есть набор определенных вещей, которые должен знать любой фотограф и которым практически нигде не учат. Поэтому образование в фотографии — это, в наших условиях, прежде всего самообразование. Что означает серьезный и долгий труд.
3
Набор знаний
ЧЕТЫРЕ СТОЛПА НОВООБРАЗОВАНИЯ
Дисциплины, обязательные для фотографического образования, — это химия, оптика, история искусств и история фотографии. Под историей искусств подразумевается история и классического, и современного искусства.
4
Назад, к истокам
ФОТОГРАФИЯ — ЭТО ЖИВОЙ ПРОЦЕСС
Обязательно изучайте химию и традиционные фотографические процессы. Сейчас, в век цифры, химию мало кто знает. А как писал Стейхейм: «Фотография получается, когда руки по локоть залиты проявителем». Если вы досконально знаете живые процессы, никому ничего не перепоручаете, все делаете сами, следите за проявлением — это дает понимание самой сути рождения изображения.
5
Набирайтесь опыта
ЕСЛИ ЗНАЕШЬ КАК — ПОЛУЧИТСЯ
Если человек правильно учится, он приобретает опыт. А опыт позволяет довести замысел до результата — но для этого нужно знать все возможные действия и выбрать из них те, что нужны в данном случае. Один мой знакомый снял целую сессию на инфракрасную пленку и от недостатка опыта не стал проявлять ее сам, а отдал в лабораторию. Там ее проявили в общей куче Родиналом, а он для этой пленки совершенно не подходит. И зерно, и контраст погубили сессию. Вообще, я считаю, лучшие проявители — глициновые.
6
Матчасть
НАДО ЗНАТЬ СВОЙ ИНСТРУМЕНТ
Необходимо изучать и аппаратуру. Почувствовать ее возможности, сильные и слабые стороны. Особенно нужно изучать оптику, рисунок на разных диафрагмах, выбирать то, что больше нравится, знать рисунок разной оптики. Аппаратуру надо любить, и она будет вам помогать в работе.
7
История подвига
ИНТЕРЕСНЕЕ ВСЕГО В САМОМ НАЧАЛЕ
Историю фотографии надо изучать с момента ее зарождения и до современности. У меня есть книга с перепиской Дагера и Ньепса — это просто детектив, так захватывает. А альбом,где приведены работы этих авторов, совершенно невероятен и по технике, и по композиции. Это была эпоха подвижников. В самом начале фотографии многие процессы шли с использованием ртути, и считалось, что это укорачивает жизнь, и вообще — прямая дорога в сумасшедший дом. Потом, когда изобрели бромосеребряную фотографию, стали думать, что это, наоборот, полезно из-за присутствия серебра, что фотографы живут дольше остальных.
8
Хороший пример
УЧИТЕ ГЛАЗ НА ДОСТОЙНЫХ РАБОТАХ
Надо смотреть хорошие фотографические альбомы, вообще альбомы по искусству, в идеале — смотреть работы вживую. Как-то я был в Нью-Йорке и попал на выставку Awakened Dream — «Проснувшаяся мечта». Там увидел оригинальные работы Дагера, Ньепса, Тальбота — при том, что репродукции я видел десятки раз, в оригинале впечатление они производят колоссальное.
9
Настоящее
ОРИГИНАЛ ВСЕГДА ТОЛЬКО ОДИН
Очень важно общение с оригиналом. Это как в живописи — можно смотреть Матисса по иллюстрациям в книге, а можно увидеть его работы в музее. Это не одно и то же. И в фотографии, настоящий отпечаток и экранное его воспроизведение-совершенно разные вещи.
10
Все течет
АРХИВ — ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
И очень советую следить за изменением фотографии по старым журналам, хранить подборки. Журналы живут и умирают, и они показывают, какой была фотография в их время. Классический пример — чешская «Фотография». Я собирал ее, у меня есть почти все номера — к ним очень стоит возвращаться время от времени.
МАРИЯ ГРИЦАЙ
Профессиональный фотограф.
Работает преимущественно в жанрах:
арт-фотография, фэшн, портрет и макро.
«Фотография это магия, особенно когда она работает в синтезе с изобразительным искусством»
1
Что сказать
УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ ОБРАЗАМИ
Научитесь слышать себя и визуализировать свои чувства. Фиксируйте образы на бумаге, в виде эскизов, если есть такая возможность. Эскизы очень помогут при съемке, в противном случае образы забываются так же легко, как и приходят.
2
Одно из многих
И ЖИВЕТ ПО ТЕМ ЖЕ ЗАКОНАМ
Фотография — это искусство; методология, применимая к фотографическому процессу, идентична методам и приемам, свойственным другим видам, будь то музыка, живопись или хореография.
3
Инструмент важен
В РУКАХ ХУДОЖНИКА
Выбор аппаратуры важен — но не стоит забывать, что это лишь проводник между действительностью и вашими образами и мыслями. Чем лучше проводник, тем лучше результат. Правильно выбранная камера помогает в работе, неправильно выбранная — мешает.
4
Всегда учитесь
НЕ ТЕРЯЙТЕ ВРЕМЕНИ ПОПУСТУ
Совершенствуйтесь каждую секунду — не упускайте возможности посмотреть картины великих мастеров, послушать гениальную музыку. Многие современные авторы работают в режиме «синтеза искусств» — например, фотографии и изобразительного искусства.
5
Момент истины
ТОЧНАЯ ОЦЕНКА ВЫЯВЛЯЕТ КРИТЕРИИ
Критикуйте. Главным критиком своих работ должны быть вы сами... У настоящего художника не может быть предела и точки совершенства. Не давайте слабины — не судите по принципу «себя — по замыслу, других — по воплощению».
6
Меняйте мир
ФОТОГРАФИЯ КАК ВОЛШЕБСТВО
Фотография — это магия, особенно когда она работает в синтезе с изобразительным искусством. Тогда у вас появляется возможность изменить настоящее и привычное, вмешаться в процесс жизнеустройства.
7
Сила света
ОВЛАДЕВАЙТЕ ЕЮ
Фотография — это прежде всего свет... Научитесь видеть его, чувствовать. Изучите работу света — как искусственного,так и естественного. Не используйте в качестве основного освещения встроенную в фотоаппарат вспышку — ничего, кроме плоских снимков с резкими тенями, вы не получите.
8
Успевайте за временем
И НЕ УПУСКАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КОТОРОЕ ОНО ДАЕТ
Не отставайте от действительности. Каждому веку — свое. Осваивайте программные средства, цифровые устройства для обработки изображений. Это всего лишь инструменты для достижения вашей цели. На мой взгляд, не имеет значения, какие кисти использовал художник или какой инструмент выбрал музыкант, — важен результат.
9
Осознанный выбор
С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ
Выбирайте себе фототехнику целенаправленно под свои задачи и с перспективой на будущее. Идеальный вариант — приобретать сразу камеру со съемными объективами, тем более что рынок сейчас насыщен моделями на любой вкус и кошелек. Ни одна «мыльница», даже самая топовая, не даст столько возможностей при съемке, сколько самая простая зеркалка.
10
Установите планку
И НЕ ОПУСКАЙТЕ ЕЕ
Избегайте сюжетов «я со своей девушкой на фоне досто-примечательности», «ветви деревьев и столбы, растущие из головы моей дамы». Будьте художником даже при формировании семейных альбомов и архивов.
Советы публикуются с любезного разрешения Главного редактора журнала "Digital Camera Photo&Video"
№ июль-август 2008, июнь 2008