Фотосъемка в зоопарках
Автор текста и фотографий: Barbara DRV (Дронова В.А.), ученица фото-школы Елены Счастливой.
При перепечатке или цитировании стаитьи, ссылка на первоисточник http://www.photohappy.ru/page247.html обязательна!
Обсуждение и вопросы по этой статье ученики могут задать на форуме школы: http://photohappy.ru/forum/viewtopic.php?t=3665
Съемка в зоопарках для многих из нас – единственная возможность соприкоснуться с миром дикой природы, но попробовав снимать в зоопарке мы убеждаемся, что этот вид съемки сложнее, чем кажется с первого взгляда. Животных нельзя уговорить что-то сделать, переставить их так, как вам больше нравится, попросить выйти на свет или уйти в тень или повторить что-то на бис. Они будут делать что хотят, когда хотят и где хотят, и в этом есть своя прелесть. Несмотря на то, что снимать вы будете диких животных и относится к ним соответствующим образом, съемка в зоопарке никогда не сможет стать подготовкой к настоящей фотоохоте. Тем не менее, снимая в зоопарке, вы научитесь терпению, выработаете хорошую реакцию и получите интересные кадры.
Итак, поговорим о самих зоопарках. Я считаю приемлемой съемку только в тех зоопарках, где животным предоставлены достойные условия жизни, если только в целях не стоит изобличение жестокости. Красноречивей самих животных вам об этом никто не расскажет. В хороших зоопарках ведется научная работа по сохранению или восстановлению видов, просветительская работа с посетителями, предоставляется возможность увидеть уникальные экземпляры. Животные там выглядят сытыми, здоровыми, спокойными, потому что там заботятся не только об их физическом, но и психологическом здоровье. Не всегда крупный зоопарк - наиболее подходящий для работы. В маленьких зоопарках с небольшой посещаемостью животные меньше устают от людей, более активны.
Невооруженным взглядом видно, что эти слоны счастливы, принимая душ в огромном слоновьем комплексе Копенгагенского зоопарка. Радость животных передается и зрителям, стоящим на заднем плане. (лето 2008, Копенгаген, Дания,Canon EOS DIGITAL REBEL XTÎ,1/500 сек, f/9.0, 150 мм)
Для съемки животных в зоопарке я рекомендую брать зум-объективы с фокусным расстоянием в диапазоне 75-400 мм. Меньшее редко удастся использовать, потому что зверей обычно размещают на некотором удалении от публики, большее зачастую просто излишне. Что касается светочувствительности объектива, то, конечно, если есть возможность взять светосильный зум, ей пренебрегать не следует, но если нет, расстраиваться не надо. В зоопарках в большинстве случаев освещение достаточное для объективов средней светосилы. Обязательно стоит иметь вспышку и штатив. Макрообъектив пригодится в случае, если в зоопарке есть террариум. А вот широкоугольные объективы вам вряд ли пригодятся. Неплохо иметь наколенник. Я часто снимаю с низкой точки, чтобы сохранить правильность пропорций животного (для этого рекомендуется снимать с уровня его лопатки), и мне приходится вставать на колено или же вовсе садиться на асфальт. Все зависит от того, как устроена экспозиция с животными.
Те закономерности поведения и приемы, о которых я хочу вам рассказать, касаются всех животных в целом, не только млекопитающих, но и птиц, рептилий и т.д. Я буду исходить из того, что объект съемки обладает сложным поведением и высокой нервной организацией, но все применимо ко всем животным в целом.
К любой съемке надо готовиться заранее и, если есть возможность неоднократно посещать один и тот же зоопарк, обязательно проведите "разведку". Не ставьте слишком много целей на один день. Выберите конкретных животных, которых вам хотелось бы поснимать и изучите их расписание. Звери предпочитают иметь рутину и редко ее нарушают. Зная расписание животных, вы сможете поснимать несколько видов в день, например, поснимать кормление волков, пока отдыхают тигры и поснимать птиц и рептилий, когда у всех остальных "тихий час". Придется потратить некоторое время, просто наблюдая за объектами съемки, вы сможете даже научиться их узнавать в лицо и выбрать свою модель. Вы также заметите, что звери даже в ограниченном пространстве пользуются определенными тропами и местами отдыха раз за разом, это позволит вам выбрать наиболее удобную точку съемки. У некоторых животных развивается нездоровая привычка ходить по кругу, так называемый зоопарковый синдром, и хотя зрелище это печальное и тревожное, оно позволяет предсказать траекторию движения с максимальной точностью. Скажу честно, таких животных я снимать не люблю.
В жаркий летний день белая медведица развлекала себя тем, что скатывалась с горки в бассейн и выпрыгивала из воды метра на три вертикально вверх. Мне захотелось получить кадр, в котором медведица летела бы прямо на меня. Так как она повторяла свой трюк раз за разом в одном и том же месте, мне удалось пробраться сквозь толпу восторженных зрителей именно туда, где она выскакивала, и получить желанный кадр. Это был единственный день за три месяца, когда я наблюдала такое поведение. (08 июля 2008, Копенгаген, Дания,Canon EOS DIGITAL REBEL XTÎ,1/200 сек, f/6.3, 75 мм)
Особое внимание уделяйте тому, как взаимодействуют с животными служители зоопарка. Иногда мне удавалось расслышать имена животных и то, с какой интонацией с ними разговаривают хорошо знающие их люди. В точности повторив имя животного и интонацию смотрителя, можно привлечь внимание даже очень апатичного зверя.
Также не мешает знать в точности, с кем вы имеете дело. Как минимум, читайте информационные таблички. Фотограф обязан знать, что он снял красного волка, а не лисицу, леопарда, а не ягуара. Также хорошо бы знать, когда животные меняют летние и зимние "шубы" и оперение - линяющие животные на фото выглядят неэстетично, да и летние наряды могут не раскрыть всей красоты так, как зимние. Полезно знать, когда у выбранных вами видов начинается брачный период (в неволе биоритмы нередко нарушаются, но нормальные зоопарки предпочитают разводит животных в соответствии с природным распорядком), вы сможете заснять ухаживания, а потом и детенышей. Советую почитать литературу о поведении животных в целом и о выбранном вами виде. Да, поведение животных в зоопарке сильно отличается от естественного поведения в дикой природе, но есть закономерности, которые сохраняются всегда. Никогда не очеловечивайте животных, это помешает вам правильно толковать их поведение.
Страус, опекая своих самок в брачный период, гонял по вольеру жирафов, щипал их и заставлял меланхоличных животных не только скакать галопом, но и лягаться на бегу. В природе подобное вряд ли можно увидеть, но в зоопарке случается и не такое! (лето 2008, Копенгаген, Дания, Canon EOS DIGITAL REBEL XTÎ)
Допустим, вы уже знаете, кого хотите поснимать, знаете его расписание и примерно представляете себе, какие кадры вам нужны. Я предпочитаю снимать в пасмурные, прохладные дни, когда свет не дает глубоких контрастов, а животные более активны. Само собой, старайтесь не ходить на съемку в выходные и праздничные дни, обилие посетителей не только для вас станет помехой, оно быстро утомит самих животных. В малопосещаемые дни звери охотней играют друг с другом и больше интереса проявляют к людям.
Рекомендую также приходить к открытию. Самые удачные промежутки времени - утром сразу после выпуска и вечером перед закрытием. Причем, это очень короткие отрезки времени. Утром звери могут вести себя активно, но они быстро успокоятся, а вечером, предвкушая вечернюю кормежку, они ведут себя нетерпеливо, могут быть стычки. Правда, уже в самые последние минуты перед уходом, они, скорее всего, будут стоять перед дверцей вольера и не предоставят возможностей сделать хорошие кадры.
Готовьтесь провести у одного вольера длительное время в пассивном ожидании, запаситесь терпением и спокойствием. Выбрав удобную точку съемки, старайтесь не привлекать внимание животных. Они должны потерять к вам интерес и заняться своими делами. Если вы вызываете у животных любопытство, они будут держаться близко к заграждению, что не всегда вам на руку. Думаю, излишне говорить о недопустимости кормления животных, а также любого пугающего или вызывающего у животных стресс поведения.
Пусть они на время забудут о вас, потом легче будет, если потребуется, привлечь их внимание, тихо назвав их имя, или пошуршав чем-то (это великолепно работает с кошачьими, а также с детенышами многих видов). Солнечные зайчики, имитация писка мыши (это довольно просто, если процеживать воздух на вдохе определенным образом) - это вполне безобидные способы привлечь внимание кошачьих или приматов, иногда даже птиц.
За долгое время наблюдения за животными я научилась подражать голосам некоторых из них и знаю, что означают отдельные сигналы (как и в случае с иностранным языком, вы должны знать, что именно вы говорите), это позволяет получить нужную мне реакцию. Никогда не провоцируйте у животных агрессию или страх, старайтесь подражать призывам или дружелюбным сигналам. Громкость не обязательна, важна точность воспроизведения звука - слух у зверей тонкий, они услышат тихий зов, но фальшь различат безошибочно. Это не сложно, можете попробовать.
Главное не думать, как вы при этом выглядите со стороны (вот еще одна причина приходить в безлюдные дни). Сразу оговорюсь, что никогда не пыталась использовать в зоопарке записи голосов, и вам не советую — это может спровоцировать негативную реакцию не только у зверей, но и у сотрудников зоопарка.
Был случай, когда мне удалось пригласить к игре молодого белого льва, скопировав соответствующий язык тела. Кроме хороших кадров это подарило мне уникальные моменты общения с великолепным зверем. С помощью длинных бус из гематита мне удавалось вовлечь в игру молодую камышовую кошку, попугая кеа, лемуров и маленького леопарда. Снимая травоядных, все виды которых близоруки, лучше не делать резких движений вообще. Слушайте, наблюдайте, экспериментируйте, животные сами вам все подскажут.

Котенок камышовой кошки содержался вместе с родителями. У взрослых в разгаре был брачный сезон и привлечь их для съемки портрета не представлялось возможным. А вот молодую кошечку буквально заворожил блеск и шорох длинных бус из гематита. Пушистая зимняя шерсть и открытый взгляд делают эту кошку особенно привлекательной. Портрет снимался через сетку с применением вспышки (над ушами кошки есть небольшое искажение там, где в кадр попала сетка). (зима 2008-2009, Белград, Сербия,Canon EOS DIGITAL REBEL XTÎ)

Та же камышовая кошка с матерью. Несмотря на ранний час, уже жарко, и кошки крепко спали. Иногда мать поднимала голову и пристально на меня смотрела, но я вела себя осторожно, и она снова засыпала. На этот раз привлекать внимание животных не требовалось, они сами показали мне то, что я хотела увидеть. (16 июня 2009, Белград, Сербия,Canon EOS DIGITAL REBEL XTÎ,1/500 сек, f/8.0, 190 мм)
Теперь еще несколько слов о технике съемки. Самая большая проблема в зоопарках — решетки и смотровые стекла. Самый простой способ решить эту проблему - прислонить объектив вплотную к решетке или стеклу и раскрыть диафрагму. Максимум, что останется от самой мелкоячеистой сетки или грязного стекла - легкое замыливание и эффект цветового фильтра. Кстати, только в этом случае вам удастся воспользоваться вспышкой, не получив на кадре яркой решетки и бликов. При съемке через стекло под углом экранируйте объектив темным, не дающим цветного отражения предметом или хотя бы ладонью.
Никогда не пренебрегайте предупреждающими надписями об опасности. Не перелезайте через заграждения, чтобы попытаться получить какой-то кадр - он не стоит вашей жизни и вашего здоровья. Если вас от решетки или сетки отделяет дополнительный барьер, поставьте максимальное фокусное расстояние, нацельте объектив между прутьев или в одну ячейку сетки и снимайте на максимально раскрытой диафрагме. Чтобы автофокус не сбивался на решетку, пользуйтесь ручной фокусировкой. В лучшем случае сетки не будет видно совсем, в худшем - будет виден ее размытый силуэт, который можно будет подчистить в графическом редакторе. Вспышкой в последнем случае лучше не пользоваться совсем.
Вспышку, к слову, рекомендую применять с осторожностью. Некоторые животные относятся к ней спокойно, и она им не вредит. Но есть звери очень нервные или плохо переносящие свет. К животным стоит относиться с уважением. Даже в зоопарке у них есть выбор, и если вы их пугаете или раздражаете, они просто уйдут. Всегда болезненно на вспышку будут реагировать сумеречные и ночные животные, обладающие чувствительным зрением и специально содержащиеся в полутемных вольерах.

Яванский малый канчиль - кошмар фотографа. Этот оленек при весе около 2 кг и росте чуть больше 20 см в холке черезвычайно пуглив и осторожен. На то, чтобы его снять, у меня ушел не один день. Я выучила наизусть весь его распорядок дня, часами сидела неподвижно перед стеклом, отделяющим меня от желанной модели, которая при малейшем движении убегала в густые заросли, и наградой стал только один более-менее приемлемый снимок этого уникального и редкого зверька! К вспышке, как ни странно, канчиль отнесся безразлично, хорошо, что ее использование не противоречило правилам зоопарка. (лето 2008, Копенгаген, Данния,Canon EOS DIGITAL REBEL XTÎ,1/60 сек, f/4.5, 100 мм)
В зоопарке особенно внимательно надо следить за задним фоном в кадре. Асфальт, решетки, миски и т.п. смотрятся плохо, их попадания в кадр следует по возможности избегать. Зум-объектив успешно справляется с размытием фона. Бывает, что приматы, садятся у решетки, просунув руки наружу, другие звери иногда просовывают сквозь решетку морды. Подобные кадры вызывают у зрителей сочувствие, но я не очень люблю такие снимки. Во-первых, подобное их толкование в подавляющем большинстве случаев ошибочно. Во-вторых, с моей точки зрения, в определенной степени подобные снимки не вполне честно отображают действительность.

Маленькие койоты на этом снимке выглядят совершенно несчастными. Зритель никогда не догадается, что они сняты в момент выселения из вольера, где их родители прокопали лаз, почти вышедший за пределы охраняемой территории. Служителям пришлось на время выселять все семейство и заделывать лаз ради безопасности самих койотов. В остальные дни эти щенки выглядели довольными и игривыми, как и положено, но если не дать к снимку поясняющий комментарий, никто не догадается, что заснят всего лишь единичный эпизод, а не "хроническое несчастье". Насколько такое умалчивание честно по отношению к зрителю и к зоопарку? (25 мая 2009, Белград, Сербия,Canon EOS DIGITAL REBEL XTÎ,1/160 сек, f/4.5, 100 мм)
Чаще всего в зоопарке получаются портреты. Они малосодержательны по сути, потому что ничего не рассказывают о поведении животного, но зато позволяют задействовать фантазию зрителя и заставить его поискать какие-то общие с человеком черты. Глядя на животных сквозь объектив, вы увидите, что у зверей со сложным поведением нередко хорошо развита мимика (приматы, кошачьи, псовые и т.д.). Не очеловечивая их, но внимательно изучая, вы сможете правильно толковать мимику и позы животных. Реже удается получить кадры активного взаимодействия животных или какого-то особенного поведения и курьезов. Чтобы их получить, вам потребуется хорошее знание объекта, огромный запас терпения, время и удача. Но самое главное — получать удовольствие от посещения зоопарка вне зависимости от того, получили вы фототрофей или нет.

Что можно разглядеть во взгляде этого белого львенка? Грусть, задумчивость, все что угодно, хотя на самом деле, просидев с ним все утро, я могу с полной уверенностью утверждать, что ему скучно. У всего прайда "тихий час", и его тоже клонит в сон, но у него еще осталась неизрасходованная энергия, которой он не может найти применение. Чем его заинтересовала травинка, я не знаю. Зритель всегда будет очеловечивать снятое вами животное, но делать это фотографу я бы не советовала. (16 июня 2009, Белград, Сербия,Canon EOS DIGITAL REBEL XTÎ,1/250 сек, f/6.3, 120 мм).