Новости школы

07.10.2018
  ✓ В Лаборатории Творчества фотошколы очень интересное расписание! ✓ Фотопрокачки и фотовстярски можно проходить паралельно с ...

подробнее

Подпишитесь на новости:

 

 



Натюрморт

Автор: Александра Андреева (Shyra), ученица фото-школы Елены Счастливой.
При перепечатке или цитировании стаитьи, ссылка на первоисточник  http://www.photohappy.ru/page250.html обязательна! 
Обсуждение и вопросы по этой статье ученики могут задать на форуме школы: http://photohappy.ru/forum/viewtopic.php?t=3707

 

На мой взгляд, натюрморт достаточно сложный жанр фотографии, так как роль моделей отведена молчаливым предметам. С другой стороны, это делает его наиболее загадочным и интересным, как для зрителя, так и для фотографа. Конечно при съемке натюрморта нет эмоциональной связи с моделью, но это только на первый взгляд. Чаще всего идее создания натюрморта способствует какой-лобо предмет, вызвавший эмоции и определенное настроение у фотографа еще до начала работы. Задачей натюрморта является передать то самое настроение посредством композиции, светового рисунка и обработки в графических редакторах. Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности.
Конечно, каждый художник имеет свой алгоритм действий при работе, так что мы рассмотрим общий план действий, который впоследствии трансформируется в ваш собственный стиль.


1) Первый этап - построение композиции, который включает подбор предметов и непосредственно расстановку. Для натюрморта, как и для других жанров, действуют все основные законы композиции.
Предметы в большинстве случаев не должны иметь маркировки и каких либо опознавательных знаков фирмы-производителя, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено идеей натюрморта.
При подборе предметов важно учитывать стилистическое и временное единство. Если мы снимаем старинную книгу, газету, то шариковая ручка будет выглядеть неуместно:

Гораздо более гармонично будут смотреться карандаши, так как они не противоречат духу воссоздаваемого времени:


Расстановка предметов призвана подчеркнуть главную идею и сделать просмотр работы для зрителя наиболее комфортным, чтобы его взгляд задерживался на главных предметах, не блуждал по всему снимку в поисках смысла.
Чтобы проверить уравновешенность композиции с позиции зрителя, необходимо мысленно разделить вертикально фотографию на две половины и посмотреть не перевешивает ли одна другую:

Несмотря на то, что ваза с цветами занимает практически всю правую половину, а тыква лишь небольшую часть, композиция уравновешена, так как тяжеловесность тыквы компенсирует её малый размер по сравнению с вазой. Правая часть не выглядит громоздко, так как ваза прозрачная, а цветы легкие и не притягивающие внимание из-за неяркого цвета.
В данном примере правая часть значительно перевешивает левую, так на ней больше предметов и они объёмнее:


После того, как мы положили овощ под углом к зрителю, в левой части появился объём, который теперь уравновешивает кадр:


Если бы в данной работе не было темной ткани на заднем плане, то правая часть кадра казалась бы слишком темной и тяжелой, по сравнению в левой, на которой расположились прозрачная ваза и легкие цветы:

 

2) Второй этап - постановка света. Существует множество световых схем, применение которых всецело зависит от замысла.
При использовании импульсного или постоянного студийного света ваши возможности практически не ограничены, так как можно управлять и интенсивностью света и направлением.
При естественном освещении (свет из окна) так же можно управлять его интенсивностью, но направлением уже гораздо труднее. Поэтому лучше снимать при облачной или пасмурной погоде, так как получаются наиболее мягкие тени, усилить которые проще, чем с ними бороться. При таком освещении все предметы освещены достаточно равномерно и подчеркнуть какой-либо предмет можно используя, например, зеркало. На всех приведенных ниже работах использована такая схема: дневное освещение оз окна с правой стороны и "солнечные зайчики" на главных предметах.

При использовании световой кисти, стоит обратить внимание на сам источник света (чаще всего фонарик). Если вы используете несколько источников, то нужно предусмотреть, чтобы в них были лампы одного типа, иначе получится разная цветовая температура.
Используя световую кисть нужно помнить, что этот источник освещения даёт достаточно жесткие тени, поэтому не стоит располагать его перпендикулярно к объектам, лучше сбоку и немного сверху.


3) Третий этап - обработка.
• Кадрирование очень важно в натюрморте: одну и ту же работу можно сделать "душной"
оставив слишком мало свободного пространства:

или же наоборот "пустой", оставив излишнее пустое место:


Оставив пространство слева для диагонали, которую создает карандаш, немного откадрировав тяжеловесную коричневую книгу и оставив немного пространства сверху, получаем наиболее гармоничный кадр:


Не стоит бояться обрезать часть предмета, иногда это даже необходимо:


Если бы край абажура не был отрезан, то потерялся бы объем создаваемый комодом, так как диагональ проходила бы только по половине кадра.
• Обработка в графических редакторах (Photoshop). При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона. Для того, чтобы правильно подобрать фон, нужно учитывать следующее: фон не должен отвлекать на себя внимание, он должен содержать в себе хотя бы один оттенок присутствующий на фотографии, в большинстве случаев фон стоит подбирать без четкого рисунка. После того, как Вы наложили фон и удалили ластиком всё лишнее, необходимо пройтись по краям предметов "Blur Tool", для того что бы они не выглядели "вырезанными".
Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа.
Технические параметры съемки так же очень важны.
Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение. Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой).


P.S.: В следующей статье, под названием "История одного натюрморта", мы рассмотрим все этапы его создания, на примере одной работы, включая обработку.

 

 

Назад в Библиотеку