Интервью с экспертом
Вячеслав Слободчук – Алексей Добротворский
Сегодня я в гостях у замечательного специалиста, прекрасного фотографа, преподавателя и просто прекрасного человека – Алексея Добротворского!
Так сложилось, что Алексей знает фотографическую тему, можно сказать, как никто другой со всех точек зрения: и как фотограф, и как продавец, и как «ремонтник», и как теоретик. Я считаю, что Вам не то чтобы очень повезло, а просто-таки сказочно повезло, что такой уникальный человек попал в мои лапы и готов пролить свет на многие вопросы, которые буквально грызут посетителей моего сайта, которые в свою очередь одолевают этими вопросами меня. Поэтому я, очумев от ответов на 854 письма, которые ежедневно сыплются мне на почту, предпринял такой кардинальный шаг, и заполучил столь неординарного человека для интервью
Кстати сказать, у Алексея Добротворского есть сайт, его адрес http://dobrotvorsky.ru/, а самого его довольно регулярно можно видеть в Москве в ТКЦ «Савеловский» в павильоне D-16. И даже говорить с ним!
Вот фрагмент одного из писем, которые ежедневно сыплются мне в почтовый ящик. Возможно, Вы даже узнаете его, потому что сами писали его мне:
"Если Вам не сложно мне подсказать и помочь определиться с выбором фотоаппарата. Сейчас мои мучения находятся между Сanon 7D и 5D. 7-ка (с хорошими наворотами) новая модель (но еще не обкатанная). Но после прочтения статьи про “кроп-фактор” меня это смутило, 5D уже проверенный старичок. Хочется получать хорошие фото, и аппараты не совсем дешевые -поэтому не хочется делать ошибку. Я снимаю пейзажи, архитектуру, ночные съемки и всё в путешествиях.
Может, что-то приличное есть у Nikon?
Еще я слышал, что должна выйти замена 5DMark скоро.
И, конечно, хочется не ошибиться в выборе объектива. Я придерживаюсь варианта 2-х объективов: хороший теле- и универсальный. Бюджет позволяет заплатить за каждый от 40 до 60 тыс.рублей.
Можете ли дать совет по выбору?
Пафосный продавец в магазине на Белорусской сказал, что надо брать объективы с красной полоской (профессиональные), но я не знаю, что она обозначает... Видел и с зеленой... И когда открыл американский каталог, то просто потерялся....
И еще хочу все это добро приобрести в Америке в магазине H&B, там достаточно приличные цены!
Есть ли отличия между американским и российским Сanon?...»
Итак, начинаем задавать вопросы и получать ответы…
[В.С.] Вот такой первый вопрос. Какой фотоаппарат покупать? Зеркалку или мыльницу? В чем их принципиальное отличие? И так ли уж сильно будет сказываться на качестве снимка – купил человек компактную мыльницу или зеркалку?
[А.Д.] Большинство производителей, когда они разрабатывают определенную модель – например, компактную камеру – стараются совместить наилучшие характеристики оптической системы и матрицы, и в совокупности модель получается оптимальной. Это когда мы говорим о «мыльнице».
Но основная проблема цифровых компактных камер в том, что физический, или лучше сказать геометрический размер матрицы (не в мегапикселях, а в сантиметрах) – очень компактный, т.е. маленький. Как следствие, вы получите узкий оптический диапазон. Разрешающая способность аппарата, это, наверное, не самое главное, хотя именно это обычно лоббируют компании-производители...
[В.С.] Количество мегапикселей?...
[А.Д.] ...да, количество мегапикселей. Это на самом деле не принципиальная характеристика. Существует много камер с огромным бюджетом и с относительно небольшим числом мегапикселей. Например, Nikon D2H, которая была 4- мегапиксельная, а стоила она в районе $3500.
Основные стратегические задачи профессиональной фотографии – это увеличение динамического диапазона, т.е. количество оттенков каждого цвета. Чем шире динамический диапазон, т.е. количество оттенков каждого цвета, тем лучше. И самое главное – именно вот этот «разбег» между ярким пятном и темным пятном на фотографии.
Вот человеческий глаз воспринимает большой перепад яркостей, он видит одновременно и в темноте, и на свету. А цифровая камера – нет. Как правило, если у вас в сюжете есть одновременно яркое пятно и участок тени, то в тенях на снимке ничего не видно. Там все черное будет получаться, нечитабельное. Другими словами, будет типичная потеря информации, либо в цветах, либо в тенях. В тенях – это черное пятно, которое потом, например, при просмотре на дисплее фотоаппарата может «моргать». Это сигнал о том, что здесь потеряна информация. Вы не можете вытянуть и восстановить информацию из этого участка. Это бывает как в светах, так же и в тенях.
[В.С.] Т.е., насколько я понял, это основной недостаток компактов. А достоинство их в том, что они сбалансированы.
[А.Д.] Да, у них обычно отменное соотношение размеров матрицы и особенностей оптической системы (объектива). Вот это все в совокупности дает очень, хороший, конечный результат.
Но недостаток их, к сожалению, кроется в узком динамическом диапазоне, Это обыкновенно грозит потребителям следующим. Когда вы снимаете, траву или какой-нибудь пейзаж, или еще что-нибудь, то на компакте фиксируется очень мало градаций оттенков, и создается ощущение, что трава «одним цветом». Т.е. у компакта «разбег динамики», количество оттенков каждого цвета очень слабенькие. Да, там видно, что каждая травинка – отдельно, и резкость на этой оптике может быть неплохой, но основная проблема в том, что градаций тонов очень мало.
[В.С.] Т.е. светотени там такой богатой не будет?...
[А.Д.] Да, объемного изображения добиться практически невозможно. Это очень сложно.
Но мое личное субъективное мнение – чем больше, конечно, человек профессионал, тем больше вероятность, что он хороший кадр получит даже на слабеньком фотоаппарате.
[В.С.] На зеркалке?
[А.Д.] Даже на мыльнице. Здесь основная проблема в том, что человек готовиться к кадру будет в течение получаса. Настроек надо будет сделать такое количество, чтобы добиться более-менее адекватного результата, что это... ну, как бы, ни в какие рамки для профессионала не лезет.
[В.С.] А вот это, между прочем, существенный момент!... То есть, из компакта можно «вытянуть» качественные фотографии?
[А.Д.] Безусловно. Тут ведь на самом деле самый простейший вариант – это избежать сильного контраста, перепада освещенности данного изображения. Да, и брекетинг, конечно.
Брекетинг – такой способ, при котором фотограф снимает несколько одинаковых кадров с разной экспозицией (например, яркий – чтобы нормально получились теневые участки, и темный – чтобы хорошо проработались светлые участки). Затем эти две фотографии комбинируются в фотошопе, и получается один снимок, в котором проработаны и светлые и темные участки.
Но самое главное – в компоновке кадра. Вы просто берете и кусочек неба «отрезаете». У вас получится не слишком большая максимальная широта сюжета за счет того, что нет этого куска светлого неба в изображении. Вы просто снимаете ниже.
[В.С.] А если это сюжетно важная часть изображения?
[А.Д.] Если сюжетно важная часть – значит, здесь уже существует другое решение проблемы. Например, существуют фильтры: градиентные, поляризационные…
[В.С.] А как же я их закреплю на компактных камерах?
[А.Д.] Здесь как раз всплывает еще одна проблема с компактными камерами. Во- первых, довольно сложно найти приспособления для переходников, чтобы укрепить на компакте разные спец. насадки, фильтры…
Во-вторых, они все равно актуальности для компактной камеры практически не имеют. Т.е. вы взяли маленькую камеру, а потом накрутили на нее множество присадок, насадок, адаптеров, какие-нибудь широкоугольные конвертеры, еще что-нибудь – и в конечном результате размер и вес получится почти как у профессиональной зеркальной камеры.
[В.С.] Можем ли мы резюмировать так, что компакты пригодятся для более «протокольных» вещей – например, чтобы привезти фотки из отпуска и тому подобное?
[А.Д.] Да, безусловно. Результат работы компактов напоминает, скорее всего, документальную фотографию.
[В.С.] В художественном отношении с ними скажем… сложно? Приходится напрягаться.
[А.Д.] Да, в большинстве случаев история повторяется каждый раз одинаково. Человек покупает компактную камеру, пытается на нее снимать и потом в конечном итоге потихоньку «пересаживается» на зеркальный аппарат.
[В.С.] Так, а переходя к зеркальным фотоаппаратам, можно выделить там какие-то группы? Скажем, например, профессиональный уровень, полупрофессиональный, любительский?
[А.Д.] Да. безусловно. Вы правильно градации назвали, потому что существует разряд техники, который можно назвать любительским фотоаппаратом, несмотря на то, что он будет зеркальным.
Так же – профессиональный и полупрофессиональный. На самом деле сами производители позиционируют очень жестко эти позиции. Они разделяют свой модельный ряд, как правило, на три составляющие – те, которые мы назвали: любительский фотоаппарат, полупрофессиональный и профессиональный.
[В.С.] А где между ними можно провести «водораздел»?
[А.Д.] Существует определенный крэш-тест...
[В.С.] Страшно звучит :-)
[А.Д.] Да, на самом деле. Но приблизительно так оно и есть. Есть огромное количество тестов, которые определяют именно разряд «professional». Раньше это было явное заявление, т.е. прямо на упаковках камер была надпись “Professional”. Сейчас почему-то эта градация как то затерлась, стала размыта. Ее нет очень жесткой, но среди профессиональных фотографов эта градация очень точна и четка.
При сравнении камер для профессионального фотографа во главу угла встает, безусловно, разрешение у матрицы. Конечно, желателен хороший динамический диапазон – количество оттенков цвета, это грубо говоря, цветоопределяющая характеристика по камере. И что немаловажно – она должна быть пыле - и влагозащищенной и иметь металлический корпус.
Вот эти параметры, по сути, определяют разряд профессиональных камер.
И если взять два фотоаппарата: например, полностью любительскую камеру (не буду конкретную модель называть, потому что это будет очень серьезная антиреклама) и взять профессиональную из разряда тех же Canon – и просто с высоты около метра бросить их на асфальт…
…вероятностные характеристики на сохранность оборудования по профессиональной камере гораздо выше. И практически не существует шансов у любительской, потому что у нее конструктив таков.
[В.С.] Профессиональную камеру можно уронить?
[А.Д.] Практически можно не то что сказать – «можно уронить». Существует такое количество людей, которые их действительно роняют… Роняют, и делают это очень часто – и, в принципе, камеры живут и выживают!
У меня в руках очень часто были камеры с глубокими вмятинами внутрь корпуса. Но камера все равно оставалась работоспособной. Бывает, что заклинивает какая-нибудь электроника или еще что-нибудь, но удивительно другое: этот класс можно сравнить, знаете ли, с танками. Надежность профессиональных фотоаппаратов – потрясающая!
[В.С.] У меня сложилось впечатление, что у профессиональных фотоаппаратов довольно «жесткое» меню. То есть, есть у меня несколько знакомых фотолюбителей, которые приобрели топовые камеры и потом ужасно с ними мучились. Потому что меню и управление там перегружено всякими функциями обычному человеку ненужными, а то, что как раз видеть бы там хотелось, они не могут быстро найти.
[А.Д.] Профессиональную камеру можно сравнить с кабиной пилота современного истребителя, потому что максимальное количество функций выведено на внешнюю часть фотоаппарата. Это сделано для того, чтобы минимизировать время управления камерой. Человек должен обладать возможностью внешнего доступа к максимальному количеству функций в единицу времени. Т.е. при нажатии одной кнопки у вас изменяется определенная позиция внутри камеры – одной кнопкой вы меняете диафрагму, другой кнопкой – выдержку.
Например, в профессиональных камерах Canon управление разделено на два колеса: вы можете управлять диафрагмой отдельно и тут же отдельным колесом управлять выдержкой. В любительских камерах вам необходимо зафиксировать одну клавишу, например, на моделях Canon EOS 1000D, 450D, 350D, 300D, 500D клавишу AV (Aperture Priority) – у них управление именно за счет одного колеса. При управлении диафрагмой обязательно надо нажать эту клавишу, а потом одновременно еще управлять колесом.
Т.е. видите – эргономика на любительских камерах уже совершенно другая. А на профессиональных камерах - здесь просто на каждый параметр свое колесо. И одним мановением руки вы крутите диафрагму, а вторым колесом – выдержку.
Любительские камеры более громоздки по управлению, т.е. гораздо больше вложенность меню. Вы входите в меню и в определенных позициях выбираете определенное значение. А у профессиональных камер очень короткая вложенность меню.
[В.С.] Т.е. там больше заточено на оперативность?
[А.Д.] Да, именно на оперативность, на то, чтобы через внешнее управление фотограф мог очень быстро изменить какие-то параметры камеры.
[В.С.] Ну и, наверное, профессиональным, полупрофессиональным и любительским классам соответствуют определенные ценовые категории – дорогие камеры, средний класс и бюджетные?
[А.Д.] Так оно и есть, разделение по бюджетам почти точно так же делится, как и разделение по классам – т.е. профессиональные, полупрофессиональные и любительские.
Безусловно, самый дорогой класс будет профессиональный, потому что дорогие и изготовление этого оборудования, и технологии, которые позволяют создавать камеру пыле- и влагозащищенной: специальные там прокладки, резинки и т.п. Это совершенно другой уровень оборудования. И полупрофессиональные тоже, безусловно, имеют среднюю ценовую позицию. Ну, и самые дешевые – это любительский класс.
[В.С.] Такое впечатление, что любителю не нужно стремиться к профессиональной камере, да?
[А.Д.] Смысл для любителя в выборе профессионального фотоаппарата, наверно, отсутствует полностью. Потому что основное правило вообще любого зеркального фотоаппарата заключается в том, что наилучшие характеристики конечного результата – фотографии будут зависеть в первую очередь от объектива.
Вот на то, на что необходимо обратить внимание любому – и продвинутому любителю, и профессионалу – прежде всего на выбор оптической системы.
[В.С.] Да, мы об объективах, конечно, поговорим чуть позже. Но любителю лучше мечтать, во всяком случае – о среднем классе фотоаппаратов, не выше?
[А.Д.] Тут еще важен вопрос надежности. Очень важный момент, например, заключается в том, что любительская камера имеет совершенно другой ресурс по механическим частям – например, по шторно-щелевому затвору…
[В.С.] А кстати, каков ресурс у фотоаппаратов?
[А.Д.] Обычно на любительских камерах это порядка 10 000 срабатываний. Это тот ресурс, который гарантирует компания Canon.
[В.С.] Ну, это не значит, что камера сломается после 10 000 кадров?
[А.Д.] Да, безусловно, не обязательно. Я сам наблюдал камеры, которые имели в районе 500 000 срабатываний – именно любительские. Я думаю, они еще могут проходить столько же.
Очень многое зависит от условий эксплуатации фотоаппарата. Потому что, если вы фотографируете в районе Казахстана, и постоянно присутствуют пыльные бури или еще что-то в том же духе, то большая вероятность того, что пыль, попадающая на поверхность шторно-щелевого затвора, просто абсорбирует смазку, и таким образом просто высушит шторно-щелевой затвор.
И как следствие, затвор может заклинить, и таким образом – поломка…
А бюджет современного ремонта, если это произошло, когда гарантийные обязательства уже закончились, составляет ориентировочно около 300 долларов, если это замена шторно-щелевого затвора. Да, это существенно, для любительской камеры это почти половина стоимости.
[В.С.] Когда фирма-производитель гарантирует определенное количество срабатываний затвора, значит ли это, что после этого числа снимков фотоаппарат не будет, например, точно соблюдать время выдержки?
[А.Д.] Речь идет о том, что в сложных условия эксплуатации профессиональная камера будет гораздо дольше работать и гораздо меньше вероятность того, что затвор заклинит.
[В.С.] Заклинит или камера не будет выдерживать паспортные данные, то есть, выдержка будет не ровно 1/1000 сек., а чуть больше или чуть меньше?
[А.Д.] Нет. Затвор просто ломается. Он не может у вас начать хуже работать, потому что знаете ли, в электронике не бывает «чуть», там или «нули», или
«единицы».
[В.С.] Но там же механика?...
[А.Д.] Механика связана с электродвигателями, а надежные двигатели из современных, и тем более японские двигатели – в большинстве случаев безупречны. Поэтому здесь не бывает такой проблемы, чтобы у вас произошел, как бы частичный выход из строя оборудования. В любом случае в цифровой фотографии частичного ничего не бывает. Если у вас одна половина кадра темная, а другая половина кадра – светлая, то это означает, что затвор вышел из строя, и его вам надо менять.
[В.С.] А какие на сегодня в России присутствуют фотографические бренды, которые имеет смысл рассматривать любителям?
[А.Д.] Бренды можно разделить, скажем так, по уровню компании. Более богатые компании – например, Canon, Sony – это основные, самые серьезные конкуренты на рынке. И дело в том, что в них очень большие возможности с точки зрения производственных мощностей и как следствие – маркетинг у них потрясающий. Они очень быстро насыщают рынки оборудованием. Если у них произошел анонс какого-то оборудования, то буквально через несколько недель в розницу уже поступают определенные фотокамеры, которые можно покупать.
Это то, чего нельзя сказать практически про любые другие компании. У Sony тоже практически такая же ситуация, они достаточно быстро насыщают рынки оборудованием. Вот с Nikon гораздо сложнее, т.е. у них все происходит медленнее.
В таких компаниях, как Olympus – еще медленнее. Это происходит видимо потому, что бюджет совершенно другой у кампаний, которые занимаются именно фототехникой. Ведь, как правило, большинство фирм занимаются фототехникой как вторичной тематикой. Обычно основное у них - это производство медицинского оборудования, что касается, например, Olympus.
Вообще, почему наиболее популярна именно японская техника? Потому что в Японии очень серьезно был развит военно-промышленный комплекс. Что касается оптических систем – именно оттуда появилось высокое качество, и некоторые японские компании перекупали немецкие бренды для того, чтобы производить потом свои товары под известным брендом.
Вот, например, Carl Zeiss – в свое время это была всем понятная и знакомая немецкая марка, и объективы производились в Германии. Но через определенный промежуток времени происходит такая ситуация, что все объективы Carl Zeiss производятся уже в Японии. Раньше на них была надпись «made in Germany», а теперь – «made in Japan».
[В.С.] Вот не понятно: к чему эта надпись относится – к объективам или к фотоаппаратам?
[А.Д.] Ну, это именно на объективах надпись, она показывает, что производство перенесено в Японию. Таким образом, того Carl Zeiss, с теми ухищрениями и хитростями уже нет. Да, технология перекупается, но бывает и такое, что какой-то мастер хотел бы, чтобы секрет стекла остался в Германии. Понимаете? И скорее всего, какой-то секрет так в Германии и остался. Поэтому очень сложно судить. И обычно сравнивая объективы «немецкие», старые, с объективами современными,
«японскими», бытует мнение, что старые немецкие объективы гораздо интересней, чем современные японские.
[В.С.] И это мнение не лишено оснований?
[А.Д.] Ну, в этой области есть еще некоторые как бы парадоксы и догадки. Например, что с течением времени происходит определенная трансформация со стеклом. Именно сами линзы обладают таким свойством, что «усаживаются», т.е. они меняют свой размер, деформируются, что связано с гравитацией.
Чтобы поверить в эти слова, очень просто представить себе какие-нибудь старые французские вина, которые где-то потерялись, а потом их нашли… И у них под действие гравитации горлышко имеет неправильную форму, и сама бутылка имеет неправильную форму. Это связано с тем, что происходит деформация стекла, с тем, что стекло с течением времени изменяет форму.
И самое удивительное, что об этом можно узнать точно по учебникам физики, по оптическим системам, потому что это абсолютный факт!
[В.С.] Да, я еще со школы знаю этот факт, что стекло – аморфный материал, что оконное стекло со временем «ползет»… но вот применительно к объективам я как-то об этом не думал.
[А.Д.] В производстве объективов существует такая методика, по которой особо дорогие линзы «вылеживаются» и сроки, которые технологически необходимы по определенным деформациям, составляют от 5 и больше лет.
[В.С.] И стОит такое стекло очень и очень дорого?
[А.Д.] Да, безусловно.
[В.С.] Возвращаясь к производителям – можно ли назвать 5-7 брендов в производстве зеркалок, на которые может обратить внимание российский потребитель?
[А.Д.] Вот мы начали говорить, и я перечислил Canon, Sony, Nikon, Olympus, Pentax… Да, вот это, пожалуй, основные бренды. Kodak отстает на этом рынке хотя он одним из первых создавал цифровые фотоаппараты.
[В.С.] А по качеству – что лучше выбрать?
[А.Д.] Качественные характеристики брендов в целом ни в коем случае нельзя каким-то образом определять. Но существует такое понятие, как модельный ряд. Вот здесь об этом можно говорить.
Камеры разные, и например, в модельном ряде Canon или Nikon есть определенные модели удачные, а есть модели не очень удачные. Поэтому сказать по конкретному бренду, что вот этот вот на 100% идеальный – нельзя!
Конечно, у брендов в целом есть свои проблемы, общие проблемы. Например, у компании Sony не было собственных технологических разработок по снятию сигнала с матрицы. Хотя они сами являются производителями матриц, но у них не было технологии обработки сигнала, т.е ассемблера, который делал бы картинку идеальной. У Sony потрясающие наработки в области видеотехнологий, стать лучше Sony или хотя бы угнаться за ними, наверно уже нельзя. Первые лидируют в видео Sony, потом Panasonic, ну и остальные марки как-то уже следуют за ними. Canon, например, здесь теряется, потому что нет у них возможности делать такие же потрясающие видеокамеры, как у Sony.
Но, наоборот, у Canon сейчас гораздо лучше прорыв именно в области фото- темы, а Sony пытается догонять.
[В.С.] Но Sony же купила, технологию Koniсa, которая в свое время приобрела Minolta?…
[А.Д.] Их основная проблема заключается в том, что нет у них правильного обработчика, процессора. Конечный результат у них, как правило, все равно имеет некоторые проблемы. Первые зеркальные цифровые камеры, которые появились у Sony, отличались большим количеством шума на изображении. Хотя, как ни странно, сама компания Sony является разработчиком матриц. Вот матрицу они делают потрясающую. А обработчика у них, именно процессора с ассемблером, которой бы делал идеальную картинку, у них в данный момент нет.
У Sony очень неплохие зеркальные камеры профессионального уровня. Но бюджет (стоимость) их огромный. Хотя Sony всегда отличалась низкой ценой зеркального аппарата. И за счет этого, конечно, и хорошей рекламой, и отсюда – хорошей продажей.
Но, проблема основная в том, что современные профессиональные камеры у Sony получаются слишком емкие как в плане материалов, так и в плане финансирования, У Sony ценники получаются ничуть не дешевле, чем у Canon и у Nikon.
А то, о чем я говорил… У компаний, у брендов, как правило, только одно определенное отделение занимается фото-темой. Например, у Canon есть целое огромное отделение, которое изготавливает принтеры, или, например, видеооборудование, телевизионное камеры, и еще у Canon просто огромное количество различной офисной техники. И отделение, которое у них занимается именно фото-индустрией, тоже получает определенные инвестиции из общего котла.
А такой бренд, как Nikon, – это компания, которая изготавливает совсем немного медицинского оборудования, еще у них существуют микроскопы, бинокли они какие-то выпускали. Т.е. у них какие-то пробные шары были в этих областях, но основная тематика у них – это изготовление фотокамер и фотообъективов.
[В.С.] И все-таки, можно ли сказать, что какие-то фирмы находятся на более лидирующих позициях?
[А.Д.] Ну, безусловно, лидеры в данный момент (это мое субъективное мнение!) - это Canon и Nikon. За ними по своему качественному уровню, так сказать, рядом, находится Sony. И где-то последнее место в этом ряду делят Pentax и Olympus. Пожалуй, в первую очередь Olympus, а потом уже Pentax.
[В.С.] Понятно. Но вот Вы уже сказали о каких-то фирменных отличиях, изюминках, например, у Sony это матрица…
[А.Д.] Очень часто и Nikon сам использует матрицы Sony, в данный момент, все топовые модели Nikon эксплуатируют матрицу Sony.
[В.С.] А фирменные изюминки других брендов, есть какие-нибудь? У Canon, Nikon?
[А.Д.] Вообще, я бы порекомендовал обращать больше внимания не на фотоаппарат. Я бы в первую очередь во внимание взял вот какую рекомендацию
– больше делать вложения средств в оптическую систему, т.е. в объектив.
Вот что бы я в первую очередь порекомендовал обыкновенному потребителю. И если у Вас существует бюджет, разделите его так, чтобы 60% попало на объектив и 30% попало на фотоаппарат. Это может показаться парадоксом, но это факт.
[В.С.] Может быть – на объектив 70%?
[А.Д.] Дело в том, что в бюджете обязательно должны присутствовать: какой- нибудь чехол, флешка, фильтр. Это тоже приходится учитывать.
[В.С.] А насколько тяжело «перепрыгнуть» с одного бренда на другой? Например, у человека была мыльница Nikon, и он хочет купить зеркалку Canon, или наоборот?
[А.Д.] Ну, обычно, все равно, потери достаточно серьезные, потому, что если вы принесете в комиссионный магазин свою «старую», а на самом-то деле новую камеру…
[В.С.] Ну понятно, ну как ее можно сдать за такие же деньги… Но я сейчас не о цене. А вот просто по эргономике, по привыканию? Т.е. на сколько бренды отличаются по управлению?
[А.Д.] Nikon сложнее – практически вся линейка, начиная с Nikon D100, D200, D300, D300S, и включая 700-ый и D3, и дальше (это камеры, которые уже и попадают в разряд профессиональных). Эргономика и управляемость камерой достаточно сложны для любителя.
Вот у Canon как бы наоборот - модельный ряд, включая даже EUS5D – достаточно простые. Здесь у Canon эргономика попроще. Но человек с определенным опытом начинает понимать, что хотелось бы, на самом-то деле – вот чуть-чуть бы посерьезнее, посложнее, понимаете? Чтобы управление было вынесено наружу, чтобы побольше клавиш было бы внешних.
Но, в принципе, компании идут, как бы, совершенно разными путями. Они очень серьезные конкуренты и пытаются сделать все, чтобы эргономика Nikon была просто отвратительной потребителю, привыкшему к Canon, и наоборот. Т.е. они забирают своего потребителя...
[В.С.] Подсаживают на свой бренд?...
[А.Д.] Да …
[В.С.] И нам просто трудно переключиться на другой принцип…
[А.Д.] Да, безусловно. И я, на собственном опыте могу это подтвердить. Я имею достаточно большой опыт съемки на Nikon D100, и потом, когда «пересаживался» на Canon... Я испытал, в первую очередь, ощущение, что я стал хуже снимать. Определенный промежуток времени – это было, наверное, месяца 3-4 – я снимал гораздо хуже, чем я снимал до этого. Это было связано с тем, что я не понимал технологии экспонирования фотоаппарата. Т.е. каким образом он оценивает экспозицию, я не чувствовал. Угадать правильную экспозицию получалось гораздо сложнее, чем на Nikon. На Nikon отменно работал точечный экспозамер. В Canon были проблемы, связанные с точечным экспозамером, и сейчас, я всегда использую центрально-взвешенный, т.е по центральной части. Это не точка в центре, а некоторая центральная область. Таким образом, вы с большей вероятностью попадаете в правильную экспозицию.
Да, где-то 30% я забираю от видоискателя 30%. По центральной области, она занимает 30% от видоискателя. Таким образом, получается, как бы, более-менее правильное попадание в экспозицию в Canon.
[В.С.] А еще какие характеристики фотоаппарата важны в первую очередь? Мы уже говорили, что мегапиксели не является главным показателем, за которым надо гнаться. Хотя его маркетологи все время выталкивают вперед.
[А.Д.] Наверное, для профессионала главным является физический размер, геометрический размер матрицы.
[В.С.] А если человек не профессионал, а скажем так – “продвинутый любитель”, который хочет в перспективе получать художественные снимки?
[А.Д.] Тот же самый параметр. Потому что от геометрических размеров матрицы будет напрямую завесить ее динамический диапазон.
[В.С.] Т.е. это не сколько она в мегапикселях, а сколько в сантиметрах?
[А.Д.] Да, просто по диагонали. Чем больше матрица, тем интереснее у Вас будут кадры.
[В.С.] А еще есть какие-то существенные показатели? Диапазон выдержек, что-то еще?
[А.Д.] Очень популярный и обсуждаемый и в Интернете, да и везде – это параметр светочувствительности.
[В.С.] ISO?
[А.Д.] Да, это так называемый ISO. Современные камеры позволяют работать на очень больших значениях ISO и практически не иметь сильного дискомфорта на изображении. Т.е. у вас цифрового шума практически нет. На современных камерах, таких, например, как Canon EOS 5D Mark2 – если сравнивать с более ранней версией Canon EOS 5D, то, рабочий параметр ISO, тот, который более- менее устраивает большинство потребителей фототехники, это ИСО 800 на Canon EOS 5D, а на камере Canon EOS 5D Mark2 этот параметр уже 1600. Т.е. картина будет совершенно одинаковая по уровню шумов на «пятерке» на ISO 800, и на 5D Mark2 на ISO 1600.
Вот этот параметр ISO – очень важен. Хотя, я бы сказал для профессионала он не является безусловно определяющим. Потому что профессионал всегда будет стремиться минимизировать значение ISO.
У любителя есть одно преимущество перед профессионалом: любитель может взять, и позволить себе не снимать. Профессионал этого позволить себе не может. Вот, например, я считаю себя любителем, и если меня не устраивают условия по свету, я и не буду заниматься тем, что приведет меня к конечному неудачному результату. Или сфотографирую документально, или просто как эксперимент.
В большинстве случаев имеет смысл сэкономить и силы, и нервы. И потом, когда фотографий очень много, на самом деле потом появляется такой момент: достать флешку из фотоаппарата, скачать с нее на компьютер и просмотреть работы – это тоже труд!
[В.С.] Да-да, у меня самого уже скопились десятки тысяч фотографий. А такой вопрос: большое количество автоматических режимов съемки – «спорт», «портрет», «пейзаж», «ночная», «вечерняя» - насколько это реально нужно?
[А.Д.] Вы знаете, в камерах, которые подразумевают определенный уровень потребителя, например, даже полупрофессиональный – для. продвинутого любителя, другими словами, – так вот, в модельном ряду, который рассчитан на этого продвинутого потребителя, например в Canon EOS 5D, в них отсутствует набор всех этих функций. И это сделано специально.
[В.С.] Ну да, на Canon EOS 300D, грубо говоря, «восемьсот пятьдесят четыре режима съемки», а на «пятерке» – там один «зелененький режим», и все, остальное все - вручную.
[А.Д.] Основная проблема заключается в том, что, сделать фотографию, на которую вы рассчитываете, на этих автоматических режимах практически невозможно. Камера, становится неуправляемой, т.е. она угадывает…
[В.С.] Это на тех самых автоматических режимах?
[А.Д.] Да, на тех автоматических режимах, на предустановках. Например, в режиме портрета я понимаю, что она старается максимально открывать диафрагму…
[В.С.] Но нужно ли это в каждом случае?
[А.Д.] Да, вот я делаю портрет на фоне определенного здания, и мне необходимо, чтобы это здание тоже было бы видно резко в изображении.
[В.С.] Или я снимаю пожилого человека, и мне интересно было бы показать его морщины, а не сделать его «гламурно»…
[А.Д.] Да. И на самом деле определяющую роль играет умение управлять фотоаппаратом, зеркальной камерой. Если вы берете себе серьезный зеркальный фотоаппарат, то правильно было бы освоить какие-то азы управления этой камерой.
[В.С.] Это – режимы приоритета диафрагмы, выдержки, умение пользоваться полностью ручным режимом?
[А.Д.] Да, освоить некоторые параметры, которые позволили бы добиваться лучшего результата. Потому что стратегически будет правильно, уж если Вы такие серьезные деньги потратили на это оборудование, так вот, правильно было бы хотя бы их частично оправдать, для того, чтобы получать более лучшее качество, чем на мыльнице.
Однако, есть такие общие проблемы – обычно, когда Вы покупает камеру, к ней добавляется «кит» – объектив с такими характеристиками, с которыми тандем этого зеркального аппарата с объективом вообще как бы не заслуживает названия зеркальной фотокамеры. Потому что качественный уровень у Вас получается почти как на компактной камере.
[В.С.] Т.е китовый объектив подлежит скорейшей замене?
[А.Д.] Как правило, да. Но не во всех случаях, безусловно. Тут существует некий элемент соревнования. Я вот наблюдал такие случаи – Canon выпускает объектив, качественный уровень которого оставляет желать лучшего, с ним бывает ряд проблем, фирма пытается их решить, потом они пытаются его заменить, выходит модификация, его делают чуть-чуть лучше.
Был, например, выпущен объектив EF-S 18-55mm f/3.5-5.6, и на замену ему, почти сразу вышел объектив EF-S 15-85mm f/3.5-5.6 IS, что вызвало серьезный стресс в рядах потребителей, в том смысле, что – как же так, широкоугольный 18-55-ый и на 18 мм – стабилизатор?! Из необычного было то, что вес объектива практически не поменялся, значит, стабилизатор внутри практически не имеет никой инерции, т.е. он очень легкий.
[В.С.] Мне показалось, что стабилизатором этот объектив хуже снимает, чем без него.
[А.Д.] Ну, есть такой парадокс, что микровибрации, которые дает гироскоп внутри объектива, проявляются даже на достаточно коротких выдержках. У вас картинка получается значительно мягче, чем если бы этот стабилизатор был вообще отключен.
[В.С.] У меня сложилось такое впечатление, что этот стабилизатор нужен вообще, чтобы хоть как-то спасти изображение, а не для того, чтобы получить «конфетку».
[А.Д.] Проще сказать, что рабочий диапазон, там, где обычного потребителя будет спасать стабилизатор – это от 1/30 с. до 1/60 с. Вот это диапазон, в котором стабилизатор может реально пригодиться. Как ни странно, достаточно распространена эта выдержка, это как раз условие съемки в помещении…
[В.С.] Ну да, когда условия освещения плохие, и сам объектив темный, рабочий диапазон выдержек часто бывает такой. Скажите, а на что нужно обращать внимание в первую очередь при покупке фотоаппарата? Допустим, человек уже определился, какая у него будет камера. Как ее можно проверить, ну хотя бы в первом приближении?
[А.Д.] Здесь, во-первых, может не очень хорошую роль сыграть Интернет. Потому что в большинстве случаев все статьи, которые читает человек…
[В.С.] Откровенно хвалебного свойства?…
[А.Д.] Да, на самом деле это лоббирование чьих-то интересов. Т.е. какая-то компания привезла очень большое количество оборудования, и ей необходимо его продать. И начинается такая “песня”, про то, что вот это самое – лучшее, и по сравнению вот с тем-то – это просто фантастика!
[В.С.] Я вчера как раз читал описание кэноновской «семерки», и меня, честно говоря, несколько затошнило
[А.Д.] Здесь просто еще один момент надо учитывать, что человеку проплачена статья, и его задачей является – дать именно хвалебные отзывы о камере. Которую, в принципе, он может, и держал в руках, но сроки эксплуатации этого фотоаппарата говорят о том, что человек о фотоаппарате в целом-то ничего и не знает. Потому что только эксплуатируя камеру в течение года, только после этого срока можно приблизительно сказать: да, фотоаппарат умеет вот это, вот это он не умеет, а особенностью его является вот то-то…
Т.е. чтобы прочувствовать все глубинные особенности и технические особенности фотокамеры, необходим достаточно долгий срок ее эксплуатации.
[В.С.] Нужно набрать статистику, прочувствовать ее?…
[А.Д.] Да, безусловно. И никогда, ни один профессиональный фотограф вам ничего определенного не скажет, если он ее только что купил, и если задать ему вопрос: ну как тебе фотоаппарат? Он скажет: я еще не знаю. Этот ответ будет совершенно адекватным и объективным.
А с большинством любителей вот проблема основная: никогда в жизни не было у человека фотоаппарата, он никогда ничем подобным не снимал, купил определенную модель и начинает расхваливать ее на таком уровне, будто это предел мечтаний. Хотя опыта эксплуатации другого оборудования у него просто нет.
[В.С.] Значит ли это, что нет смысла торопиться с покупкой новой, только что анонсированной камеры, а подождать, например, полгода, год, пока появятся отзывы и проявятся какие-то “грабли”?
[А.Д.] Безусловно, в «сырой» модели (есть такой термин – «сырая камера», т.е. речь идет о том, что она только что появилась) еще могут быть какие-то браки.
[В.С.] Т.е. это не значит, что она недоработана изначально, а просто непонятно что в ней может порождать локальные проблемы?
[А.Д.] Да, есть некие риски. Еще существует такая практика, и вообще это достаточно встречается в мире фотооборудования, именно у современных фотокамер, которые компания отзывает, полностью отзывает определенную модель, отзывает ее вообще из розницы. Т.е. появляется какая-то ошибка, которая не дает правильно эксплуатировать фотоаппарат, и ее компания просто забирает обратно.
Правда, это еще связано и с тем, что почему-то в России компании делают это за счет потребителя. Это тоже интересный момент.
[В.С.] Ну понятно почему.
[А.Д.] Именно в России. Потому что за рубежом можно просто взять и поменять на другой фотоаппарат. А в России надо ждать 3 месяца. Т.е. компания отзывает камеру, она лежит где-то там, что-то с ней делают, а человек не может в это время снимать. И сроки эти можно мягко назвать – бесконечные для фотографа.
[В.С.] А можно ли обычному неподготовленному человеку при покупке отличить новую камеру от камеры «с пробегом»? Вообще, реальны такие ситуации, когда человеку продают не новую камеру под видом новой?
[А.Д.] Вы знаете, да. Это рынок, тем более в наше время. Сейчас очень многие компании спасаются, и вот это “спасение” заключается в том, чтобы найти как можно более дешевый образец техники.
Существует, например, некий босс, который нанимает на работу студента, которому вменяется задача поиска наименьшей цены на рынке, как внутреннем, так и внешнем. И вот этот поиск наименьшей цены, как правило, приводит к закупке техники, которая на самом деле своими качественными характеристиками очень сильно отличается от новой.
[В.С.] Т.е. она подержанная?
[А.Д.] Да, и выявить ее очень сложно. Существует восстановленная техника, бывают фотоаппараты подержанные. Иногда это делается централизованно. Крупные зарубежные компании, например, устраивают аукционы на технику.
Очень часто бывает – распродается большой склад, который хранился в Азии, и не были соблюдены условия хранения по складу. Там очень высокая влажность. И вот в фотоаппарате, внутри, появляется оксидант, выпадает окисел на контактных группах, на клеммнике. Жизнь этой камеры определена некоторыми моментами, например, присутствием влажности или ее отсутствием. Если вы эксплуатируете камеру в сухой среде, то контакты не замыкает. А при увеличении влажности, например, – вот вы поснимали в дождик – и у вас камера коротит или она просто перестает работать. Да, она потом подсохла, и опять начинает работать, включается и опять работает. Понимаете, какая штука?
[В.С.] Значит, камера может быть не обязательно подержанная, а просто не соблюдены условия хранения и за счет этого возникают проблемы при эксплуатации?
[А.Д.] Да, безусловно. И как я уже говорил, за счет этого внутри, на контактных группах выпадет окисел зеленого цвета, на медных контактах просто появляется электропроводный компонент, который нарастает кристаллами и начинает коротить . И когда сухо, то он не коротит, а когда он намок – возникает электропроводность.
Не обязательно попадание воды, это может быть просто обыкновенный конденсат в воздухе, или туман, или еще что-то. И, как следствие – некачественная работа оборудования
Здесь что происходит, откуда это «спасение» для компании берется – люди увидели очень хороший ценник на тендере. Обычно реализуют это за рубежом. Компания-продавец старается избежать дополнительных проблем, они при этом говорят – вот, забирайте партию, но мы никакой ответственности не несем!
Понимаете, чудес-то не бывает. Я, например, так понимаю, что если очень дешево – значит, однозначно, результатом будет какой-то подвох, какой-то риск . Но компании, в большинстве случаев, покупают эту партию целиком и с удовольствием, потому что она очень дешевая, и продают ее чуть-чуть дешевле, чуть меньше средних розничных цен. За счет этого партия очень хорошо расходится, и вроде бы как, все счастливы. Кроме потребителя.
[В.С.] Т.е. потребителю можно защититься от этого, пожалуй, только ориентируясь на цены?
[А.Д.] Скорее всего, да, так оно и есть. Из основных рекомендаций – всегда можно взять среднестатистическую цену по оборудованию. Т.е. обзвонить хотя бы 5-10 компаний и по средней цене забрать.
Еще из рекомендаций… Вообще, среди фотографов известен ряд фирм, которые пользуются неким доверительным отношением. Т.е. компания, которая достигла определенного уровня - именно в фото! – за счет того, что к ней нет негативных обращений. Т.е. при приобретении оборудования все клиента устаивает, все отменно работает.
И вот это, так скажем, “сарафанное радио”, оно работает. Один фотограф рассказывает другому, говорит: - что вот, я покупаю обычно в этом месте, все устраивает, все отменно. И, как следствие, этот человек, которому рассказали, тоже приходит и покупает в этой фирме.
Этот механизм, он, в принципе, работает. Грубо говоря, это самая лучшая оценка
- то, что люди друг другу советуют. Т.е. если человек посоветовал, сказал: все замечательно, другой приходит и опять передает компанию следующему, и этот следующему… Т.е. компания, которая блюдет интересы, старается играть на стороне потребителя, как следствие, все равно получает результат, отклик будет позитивный.
А компания, которая урывками действует на рынке, т.е. она купила очень дешево, но неизвестно что – и продала дешево…
[В.С.] А стратегически она всегда…
[А.Д.] Да, стратегически она всегда проигрывает. Это факт. Это закон бизнеса вообще, что есть компании, которые очень долго держатся на рынке, они давние, их все знают – и за счет этого они имеют постоянный доход.
[В.С.] Интересно! И еще один такой, животрепещущий, я бы даже сказал – скандальный вопрос: что такое «кроп»? Потому что у многих фотолюбителей это вызывает ступор.
[А.Д.] Ну, скажем так, нет ничего особенного в понимании «кропа». Это, по сути дела, процентное отношение размера матрицы к размеру стандартного 35-мм слайда. Т.е. размер стандартного слайда по диагонали 35 мм, да на этой пленке даже написано на коробочках по диагонали 35мм.
[В.С.] И такой же размер матрицы у «полнокадровых» фотоаппаратов.
[А.Д.] И у полнокадровых фотоаппаратов точно такой же размер матрицы. Если эти 35 мм поделить на коэффициент, так называем кроп, то вы получите диагональ, той матрицы, которая используется в фотоаппаратах, имеющих кроп- фактор.
[В.С.] Т.е. грубо говоря, у фотоаппаратов с кропнутой матрицей просто «отрезаны края» матрицы…
[А.Д.] Да, просто геометрический размер матрицы меньше чем стандартный размер слайда.
[В.С.] Чем это плохо?
[А.Д.] В самом начале разговора мы уже затрагивали тему, что чем больше геометрический размер матрицы, тем шире ее динамический диапазон. Это, по сути, постулат в оптических системах. Таким образом, размер каждого транзистора, физический размер транзистора, можно сделать больше.
Очень просто понять как вообще устроена эта механика, если вы посмотрите на свой рабочий стол, на котором вы обычно работаете. Вы увидите его геометрический размер. А теперь возьмите и представьте, что это – половина от вашего стола. Это – «кропнутая» матрица. Т.е. матрица – это либо целиком рабочий стол, либо его половина. Количество света, которое попадает на целый рабочий стол, на половинке будет в два раза меньше.
А самое главное в строении фотоаппарата – это как раз именно геометрический размер матрицы, и как следствие – количество света, которое попадает на рабочую поверхность. Чем больше размер матрицы, тем больше попало на нее света, тем больше в кадре у Вас будет информации. Чем меньше физический размер матрицы, тем меньше информации в кадре.
[В.С.] То есть, у полнокадровых фотоаппаратов два преимущества: во- первых, это больше угол обзора, т.е. больше информации он видит, в смысле – шире взгляд. А, во-вторых, больше динамический диапазон, т.е. более качественно изображение.
[А.Д.] Самое главное в том, что совершенно по-другому работают оптические системы (объективы). Например, возьмем объективы Canon, которые не имеют аббревиатуры EF-S. Если вы ставите на «кропнутый» фотоаппарат EF-оптику (полнокадровый объектив), то работает полнокадровый объектив, грубо говоря, в
1.6 раза меньше. Рабочая поверхность линзы уменьшается в 1,6 раза. Таким образом, как бы, разрешающая способность падает, и как следствие – падает и качество цвета.
Разрешение очень сильно связано с цветностью. Т.е. чем шире разрешающая способность, тем лучше у вас изображение. Очень многое зависит от качественного уровня объектива, поэтому если объектив некачественный, имеет маленькую разрешающую способность, то, как следствие, страдает и конечный результат – фотография.
[В.С.] Т.е. полнокадровые объективы на кропнутых фотоаппаратах дают худшее изображение?
[А.Д.] Да, безусловно, если вы ставите полнокадровый объектив на кропнутую матрицу, то вы теряете. Вы отдали денег за серьезную оптику, а используете ее в
1,6 раза меньше.
[В.С.] Могу ли я это оправдать тем, что когда-нибудь «пересяду» на полнокадровый фотоаппарат?
[А.Д.] Да, это было бы оправданием. Но еще при условии, что эта оптика имеет некие особенные характеристики, например, это L-серия у Canon, с красной полоской.
[В.С.] И последний на сегодня вопрос. Часто присылают такие жалобы:
«…раньше я снимал мыльницей, все было хорошо, купил зеркалку, думал, вообще все будет супер, а фотографии стали хуже – цвета блеклые резкость падает, почему?»
[А.Д.] Ну, в первую очередь, надо обратить внимание на объектив, который вы эксплуатируете.
[В.С.] Т.е. если это китовый объектив…
[А.Д.] Да именно, скорее всего из-за этого это и происходит. Во- вторых, нужно иметь в виду, что в большинстве случаев компактные камеры включают в себя так называемый «дообработчик»…
[В.С.] То есть, у них внутри есть некий встроенный «фотошоп»?
[А.Д.] По сути дела, когда Вы делаете фотографии на зеркальном фотоаппарате, это изображение будет гораздо «честнее», изображение будет более правдивым, чем то, которое вы получаете после обработчика компактной камеры.
[В.С.] Компактная камера сама «доводит» резкость, цвета?…
[А.Д.] Да, безусловно, и там переконтращено все… На самом-то деле, изображение компактной камеры перековеркано просто ужасно. Если Вы возьмете более серьезный обработчик, например, Photoshop, и обработаете картинку, после того, как Вы сняли ее зеркальной камерой, то результат будет в десятки раз лучше.
[В.С.] Значит ли это, скажем, что цифровая фотография, особенно после зеркалки, предполагает последующую обработку?
[А.Д.] В большинстве случаев именно так оно и есть. И существует еще, например, технология RAW – это когда вы получаете «сырое» изображение, которое именно подразумевает ваше дальнейшее участие по обработке кадра.
Это принципиально для полиграфистов, потому что по RAW проще налаживать и настраивать печать.
Но для любителя, конечно, интереснее было бы минимизировать эти затраты. Как правило, все равно большинство любителей снимает именно в JPEG. А зеркальная камера вообще подразумевает некий определенный опыт, безусловно.
Вам обязательно нужно уметь работать с камерой, потому что то, что можно сделать на зеркальном фотоаппарате – за этим никогда не угнаться на компактной мыльнице, это стопроцентно!
И в принципе, даже на самом простом любительском фотоаппарате, например, Nikon D3000, или Canon EOS 1000D – на самом деле, на самой простой зеркальной камере можно сделать гораздо интереснее фотографии, чем на компактной камере.
[В.С.] Спасибо! Я сегодня услышал несколько совершенно потрясающих вещей, которые не знал, а о некоторых моментах думал совсем наоборот. Честное слово! Мы, наверное, сейчас прервемся…
[А.Д.] Ну, и в конце нашей беседы я хотел бы добавить, что самое главное – обладая зеркальным фотоаппаратом, желательно освоить некоторые навыки по работе с ним…
[В.С.] А как это вообще сделать? Идти на курсы? Самому читать книжки?
[А.Д.] На самом деле, каждый в меру своих способностей, безусловно, может освоить тематику. Есть очень много интересных, хороших книг по этому поводу. Из рекомендаций… Я бы назвал Ли Фрост, он, прежде всего, у него потрясающие фотографии использованы в некоторых изданиях. Только не в тех, которые дублируют уже существующие. Есть книжки, о существовании которых Ли Фрост, даже не знает Это такой парадокс современных полиграфических возможностей.
Из того, что я бы порекомендовал: “100 советов фотографу”, “Фотографии на продажу”, и “Творческая фотография”. Вот 3 книги, они практически не перекликаются по изображениям, что очень важно. И очень много там примеров, которые будут Вас вдохновлять.
Ну, а по камерам, надо добавить только одно – что, безусловно, надо научиться снимать так, чтобы не было необходимости потом обрабатывать изображения.
[В.С.] Вот я как раз эту точку зрения не разделяю. Потому что на самом деле фотографирует не фотоаппарат, а фотограф, а потом еще последующая обработка как раз призвана подчеркнуть и выделить личное видение фотографа…
[А.Д.] Здесь существенный момент в том, что как художник, человек может делать в дальнейшем все, что угодно. Но качественный уровень снимка экономит и трудозатраты, и времязатраты, необходимые вот для того, чтобы в дальнейшем сделать из снимка то, что вы хотите видеть на нем. Если вы сделали изначально очень качественный снимок, то с ним гораздо можно больше сделать в Photoshop, чем если не добиваться высокого качества самого снимка.
[В.С.] Нужно ли это делать всегда или нет, каков Ваш взгляд на Photoshop?
[А.Д.] Вы знаете, иногда бывают фотографии, которые ни в коем случае нельзя обрабатывать, такое бывает.
[В.С.] Разве только обрезать края…
[А.Д.] Ну, если вопрос в компоновке кадра, опять же – это вопрос к фотографу. Потому что правильный фотограф всегда так компонует кадр, что потом не надо ничего обрезать, по-хорошему. Т.е. он уже должен все сделать так, чтобы минимизировать трудозатраты. Вообще профессиональные фотографы всегда снимают так, чтобы минимизировать дальнейшую обработку, это факт. Потому что обработка – это очень серьезное трудовложение. Как ни странно, процесс обработки – более утомительный и более длительный, чем процесс собственно съемки.
До обработки, именно в сам момент съемки вы можете сделать очень качественное изображение. Таким образом, в дальнейшем, если что-то надо будет подправить, у Вас будут гораздо шире возможности. Если Вы сделали не слишком некачественный кадр и начинаете вытягивать цвета или еще что-то, то если вы сделали его достаточно качественно, то будет практически незаметно, что Вы серьезно вмешивались в изображение
И вот важный момент. Всегда надо уметь, если Вы работаете с Photoshop, надо обязательно научиться делать это так, чтобы это практически не было заметно для зрителя, который будет наблюдать вашу фотографию.
[В.С.] Чтобы зритель сказал – «ух ты, как снято!», а не «ух ты, как обработано»?…
[А.Д.] Да, вот об этом речь, безусловно. И скажем так, что Photoshop надо, конечно, учиться. Нужно осваивать ее, безоговорочно. Потому что любой профессионал знает эту программу от и до. И сейчас она, как не странно, стандарт де-факто в обработке фотографий.
Строго говоря, Adobe Photoshop раньше не считалась профессиональным пакетом. Но так вот получилось, что со временем, с развитием, она заняла лидирующие позиции. Вообще-то, Adobe – это изначально 3 студента, ну, 7 студентов, по-хорошему.., Потом их стало больше, больше, больше, и компания выросла. Сейчас в лицензии, которая у Вас в окошечке зажигается при загрузке программы, можно подсчитать количество фамилий людей, которые участвовали в разработке…
[В.С.] Там их безумное какое-то количество…
[А.Д.] Да. Сейчас много людей, но на самом деле, Adobe и Adobe Photoshop –это 7 студентов, которые просто похихикали за кофе и написали этот софт Разработчики фотошопа
[В.С.] А что считалось профессиональным пакетом?
[А.Д.] Ну, всегда считалась, да она и до сих пор есть – это очень крупная фирма Corel. Но на самом деле, эта компания почему-то понемногу сдает свои позиции. Хотя по процессору, по обработке, она сильнее. Да и она гораздо крупнее, это солидная фирма, это не тоже самое, что эти 7 студентов изначально
[В.С.] Спасибо!
[А.Д.] Пожалуйста!
Оригинал интервью взят с www.FotoScope.ru с любезного разрешению Вячеслава Слободчука.