Новости школы

07.10.2018
  ✓ В Лаборатории Творчества фотошколы очень интересное расписание! ✓ Фотопрокачки и фотовстярски можно проходить паралельно с ...

подробнее

Новости фотошколы:

 

 



Petteri Sulonen
Можно ли научиться композиции?

Сначала я вел эти уроки по композиции на форуме Минольта в 2003 году. Первоначальной идеей было немного растрясти технофилию на форумах DPReview; я подумал, что сообщество выиграло бы от небольшого напоминания, зачем вообще нужны камеры. Уроки оказались более успешными, чем я ожидал, и меня попросили повторить. Однако я чувствую, что успел с тех пор научиться кое-чему новому в фотографии, а также в её преподавании. Вот зачем здесь это вступление.

Фотограф, которым я очень восхищаюсь, Ed Leys (смотрите его работы на California Light and Structure) , твёрдо уверен, что композиции невозможно и не нужно учиться вообще. Он считает, что "обучение композиции" накладывает искусственные ограничения на творческий процесс, и в худшем случае способно задушить огонь и видение гения, тем самым делая наш мир беднее. Хоть я и не вполне согласен с этим по причинам, описанным ниже, я думаю, что он мыслит здраво.

Дилемма "обучения композиции" заключается в том, что нет способа сделать это осмысленно без наложения рамок или правил, и очень легко впутаться в эти рамки и правила и принять их за стандарт совершенства. Постижение этих правил неминуемо приведёт к изменению видения и фотографий того, кто им учится. Это также может отвлечь от индивидуального качества работы. Факт остаётся фактом картинка, скомпонованная "по книге", остается просто картинкой, мастерски скомпонованной "по книге". Интересная ли она, вызывающая ли, имеет художественную силу или нет никаким образом сюда не относится.

Но всё же я не настолько пессимистичен, как Ed. Мне повезло знать нескольких людей, имеющих настоящий художественный талант то внутреннее пламя, которое проявляет себя в потребности создавать очень индивидуальные, необычные, даже провидческие работы. Никто из них не смог бы выразить это видение без изучения ремесла. В какие-то моменты каждый из них проходил через "книжные" рамки, и это часто служило полезной структурой, чтобы восстать и сломать её. По моему опыту, настоящее художественное видение очень хрупко и с другой стороны, это такой огонь, который прожжёт и камень и сталь, чтобы выразить себя. Посмотрите на ретроспективу Пикассо: он делал красиво скомпонованные и исполненные рисунки и живопись в академическом стиле когда ему было 14 лет. И у меня есть смутное чувство, что вряд ли ему удалась бы Герника, если бы не те уроки в художественной школе.


Но можно ли научиться композиции?


В обычном смысле конечно. Нет ничего необъяснимого или непонятного в простых композиционных приёмах вроде знаменитого (или печально знаменитого?) правила третей, направляющих линий, геометрии, наложения фигуры и фона, движения и т.д. Однако, на мой взгляд, это всё не о том, что надо. Функция "правил" не в том, что если вы примените их к своим картинкам, то они станут лучше (хотя по сравнению с обычной инстинктивной "не-композицией" они скорее всего станут). Вместо этого, их функция побудить вас "думать композиционно" дать вам грубый набор инструментальных концепций, с помощью которого надо подходить к задаче композиции. Толчок к тому, чтобы начать "видеть фотографически".

Так что я готов рискнуть и продолжить уроки композиции, практически в том же формате, как я делал это в прошлый раз. Однако, попытайтесь все время помнить, что правила и ограничения, неизбежные в уроках, предназначены лишь для целей обучения: чтобы использовать их как костыли, пока они вам нужны или полезны, а затем выбросить. От простого слепого их применения ваши картинки могут стать или не стать лучше, но это не даст им никакой художественной ценности. Если вы работаете над фотографией и пытаетесь применить к ней "правила", но ощущаете, что это не очень правильно и лучше идти другим путём поздравляю, вы только что окончили школу: вы видите композиционно, и принимаете активное участие в создании фото по своим правилам, а не по инструкциям. Вы уже на своём пути к отысканию собственного фотографического видения.

Таким образом, если вы считаете, что уроки композиции не нужны или вредны, прекратите дальнейшее чтение. С другой стороны, если вы чувствуете, что снимаете ваши фотографии в полной темноте что они не так хороши, как вам хотелось бы, но вы не знаете, что в них неправильно на самом деле, тогда эти уроки будут для вас весёлыми или инструктивными или даже полезными. В любом случае помните, что фотография существует для радости, поэтому не относитесь ко всему очень серьезно и ныряйте.

Источник статьи: http://www.x3photo.ru/?dir=read/lessons/composition/composition

 

 

Назад в Библиотеку