Глубина пространства в пейзаже
Пять способов создания иллюзии объема на фотоснимке
С этой проблемой сталкивался практически каждый фотолюбитель, пробующий свои силы в пейзажной фотографии. Заснятый нами удивительной красоты закат или чудесный весенний луг, поразивший воображение и заставивший трепетать наше сердце в эстетическом экстазе, на фотобумаге вдруг терял свое очарование. Превращался в унылую, ничем не привлекательную картинку.
Так в чем же был допущен просчет?
Но еще художники эпохи Возрождения заметили, что существует ряд приемов, которые в силу особенностей человеческого восприятия создают у зрителей иллюзию объемного пространства.
Рассмотрим их по порядку.
1.Линейная перспектива.
Человеческое зрение устроено так, что параллельные линии, уходящие вдаль, кажутся нам сходящимися.
Но если мы на плоской картине изобразим, например, железнодорожные рельсы, устремленные в одну точку на горизонте, то произойдет чудо. Это изображение начнет казаться нам объемным, наделенным еще одним измерением.
Конечно, это визуальный обман, обусловленный тем, что наш мозг попался на незамысловатую уловку. Но результат-то на лицо…
Именно это понял в начале XIV века итальянский художник Амброджо Лоренцетти и осознанно стал применять при создании своих икон прямую «линейную перспективу». Обратите внимание на сходящиеся линии плиток пола, которые и придают картинке объем. Как только появилась светопись, фотографы тут же стали с успехом использовать этот позаимствованный из живописи прием. И теперь построение линейной перспективы считается одним из самых простых и эффективных способов создания иллюзии глубины на фотоснимке. Поэтому, если вы хотите придать своим фотопейзажам особую притягательность, не упускайте возможность включить в кадр сходящиеся линии. Линейная перспектива творит настоящие чудеса. Тут, кстати, уместно будет вспомнить, что архитектор Франческо Боффо, проектируя знаменитую Потемкинскую лестницу, умышленно сделал ее вверху вдвое уже, чем внизу. Поэтому при взгляде снизу вверх, благодаря усилившейся линейной перспективе, лестница стала казаться намного длиннее. Да, и не забывайте, что широкоугольные объективы передают линейную перспективу гораздо лучше, чем длиннофокусные. |
|
Амброджо Лоренцетти. «Принесение во храм» 1342 г. |
А.Картье-Брессон | А. Гучов "Поле" |
Steve Douglass | Tristan Campbell | David Clapp |
Tristan Campbell |
Mike Reyfman | Marc Adamus |
2. Воздушная перспектива.
Первым на это явление обратил внимание Леонардо да Винчи.
Поскольку в атмосферном воздухе всегда присутствуют частицы пыли и воды, те предметы, которые находятся от нас дальше, выглядят более размытыми, более светлыми и менее контрастными, особенно это заметно во время дождя или тумана.
Поэтому, если вы запечатлеете своей камерой это состояние природы, ощущение глубины пространства зрителю гарантировано.
Не потому ли лучшим временем для съемки пейзажей считается раннее утро и вечер, когда воздух наполняется парами воды.
Ну а если выдался туманный день, хватайте фотоаппарат – и на пленер!
Зимой воздушную перспективу изумительно создает снегопад.
Adam Wicinski | Tristan Campbell |
Dan Baumbach | John Macpherson |
3. Тональная перспектива.
Многие считают, что тональная перспектива это то же самое, что воздушная. Тем более, что она основана на том же принципе – чем дальше объект, тем он светлее.
Но распределение тональности в пространстве может быть достигнуто не только с помощью атмосферной дымки. Передний и задний планы пейзажа могут, например, быть по разному освещены. Или мы сами подоберем цвет, насыщенность и контраст объектов, находящихся в кадре, таким образом, чтобы они соответствовали правильной тональной перспективе.
Например, мы хотим снять трех лошадей, пасущихся на лужайке. Одна из них вороная, другая - гнедая, третья – белая. В каком порядке их нужно расставить, чтобы добиться правильной тональной перспективы?
Верно!
Перед объективом ставим вороную – самую темную, на второй план – гнедую, и на дальний – белую. При таком их расположении глубина пространства будет выявлена наилучшим образом.
Следите за тональностью предметов, находящихся у вас в кадре. Контролируйте их распределение по цвету и контрасту. Старайтесь никогда не выбирать для пейзажа светлый передний план.
Michael Anderson | Marc Adamus |
4. Уменьшение размера равновеликих предметов.
Чем дальше находится предмет, тем он нам кажется меньше. Если в кадре разместить несколько предметов одинаковой величины на разном расстоянии от камеры, то возникнет иллюзия объема.
Опять же, заметим, что различия в размерах будут тем больше, чем более широкоугольный объектив вы применяете.
David Clapp | Simon Butterworth |
Zack Schnepf | Lon J. Overacker |
5. Многоплановая композиция
Еще одним выразительным средством для передачи пространства в фотографии является многоплановая композиция. Снимок выглядит более объемным, если на нем присутствуют, передний, средний и дальний планы. В крайнем случае - передний и задний.
Начинающие фотолюбители нарушают это правило чаще всего, снимая пейзажи, на которых присутствует только один план.
Michael Anderson | Don Paulson |
Felix Capote | Todd Caudle1 |
Zack Schnepf | Lon Overacker | Felix Capote |
Практические советы по съемке пейзажей.
Теперь вам известны пять правил, с помощью которых передается глубина пространства в фотографии. Пейзажист их должен знать наизусть. Поскольку именно в пейзаже грамотное отображения объема – это практически половина успеха.
Любой из этих пяти приемов дает нужный эффект. Но если вы примените сразу несколько, ваш снимок от этого только выиграет.
Tristan Campbell | David Clapp |
Ощущение глубины пространства от сложения приемов стало еще более выраженным.
То же самое можно сказать и о снимке David Clapp, где линейная перспектива сочетается с тональной (передний план темный - задний светлый) и эффектом от уменьшающихся по мере удаления булыжников (прием 4).
Приступая к съемке пейзажа, полезно помнить следующее:
- Включайте в кадр железнодорожное полотно, автомобильные дороги, тропинки, борозды, аллеи, любые сходящиеся по мере удаления линии. Тем самым вы создадите линейную перспективу.
- Туман, дождь, снегопад, задымление – это лучшие помощники для создания выразительного снимка природы.
- Если ваш взгляд заметил красивый пейзаж, первое, что вы должны сделать – найти для него хороший передний план. Пусть это будет дерево, пень, камень, ветка. Даже плохой передний план лучше его отсутствия.
- Старайтесь, чтобы объекты в кадре располагались в соответствие с правильной тональной перспективой. Темные – вблизи. Светлые – вдалеке. По возможности, избегайте белых объектов на переднем плане и черных на горизонте.
- Пользуйтесь широкоугольной оптикой.
- Не забывайте про обработку пейзажей в фотошопе. Помню, как во времена, когда не было цифровой фотографии, старые мастера светописи учили меня руками закрывать свет от увеличителя, чтобы высветлить дальний план и усилить воздушную перспективу. Это было настоящее искусство, которому приходилось долго учиться. Теперь все проще. Компьютеры произвели настоящую революцию в обработке фотоснимков. Притемняйте, высветляйте объекты и планы. Меняйте контраст, насыщенность и цвет предметов. Убирайте детали изображения, которые портят снимок.
Пейзажная фотография - это царство постобработки.
Фотографы, которые по принципиальным соображениям не правят пейзажи после съемки, уже давно вымерли, как мамонты.
Валерий МИШАКОВ
Источник: http://v-mishakov.narod.ru/Teorija/Perspektiva/perspektiva.html