Новости школы

07.10.2018
  ✓ В Лаборатории Творчества фотошколы очень интересное расписание! ✓ Фотопрокачки и фотовстярски можно проходить паралельно с ...

подробнее

Новости фотошколы:

 

 



ТЕЛЕФОНОФОТОГРАФИЯ (ТЕЛЕФОНОГРАФИЯ)

 

В этой статье будет разговор двух увлеченных телефонофотографией людей: Елены Счастливой и Елены Албитовой, одной из первых выпускниц фотошколы Елены Счастливой.
Сейчас смартфон очень часто оказывается у нас в руках в качестве фотоаппарата, и тема фотосъемки на смартфоны становится все более интересной.


ЧТО ТАКОЕ ДЛЯ МЕНЯ ТЕЛЕФОНОФОТОГРАФИЯ (ТЕЛЕФОНОГРАФИЯ)?

Елена Албитова:
Телефонография для меня - это свобода повседневности. Мир вокруг такой большой и интересный, а мой фотоаппарат слишком тяжёл, чтобы носить его с собой постоянно. Ведь никогда не знаешь заранее, а вдруг тебе сегодня встретится шотландец или японская семья, а вдруг вьетнамская старушка?!
 

А может пойдёшь гулять по ночному городу:
 

Или дети выкинут какой-то фокус:
 

Или надо сделать эскиз для натюрморта, чтобы не забыть:
 

Со всеми этими целями телефон отлично справляется. А ещё такие фотографии можно распечатать размером до полуметра.

Елена Счастливая:
Телефонофотография для меня - это прежде всего фотография. Я отношусь к своему смартфону не как к телефону, в котором есть камера, а как к камере, в которой есть телефон. И потому мое отношение к фотографиям, снятым на смартфон - это отношение к фотографиям, снятым на фотоаппарат. И никаких других мыслей по этому поводу у меня почему-то не возникает. Я понимаю, что я в меньшинстве и что со мной не согласятся многие, но я имею право на свою личную точку зрения, и это отчасти меня радует.
 

Так же нельзя не сказать о том, что телефонография - это показатель стиля фотографа. Именно в такой случайности, легкости, не серьезности момента проявляется стиль фотографа, его предпочтения. И именно телефонофотография порой дает толчок к новым находкам, к новому стилю, сериям у фотографов.


КОМПОЗИЦИЯ В ТЕЛЕФОНОГРАФИИ

Елена Албитова:
Телефонография отличается от обычной фотографии своей моментальностью. Сняли, выложили, получили лайки, понеслись дальше. Однако часто такие картинки можно сделать лучше. Поэтому интересная композиция всё же имеет значение. Совершенно глупо было бы говорить: “Следуйте только правилу третей”, “Никогда не снимайте против солнца” и прочие умные слова. А фразу “Горизонт завален”, кажется, не сказал только ленивый. Тем не менее, если вам эти слова ни о чём не говорят, то начните с классики:

  • Представьте, что ваш кадр разделён двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, на пересечении этих линий и должен располагаться ваш “идейный” центр – это правило третей или золотого сечения (в телефонах есть функция включения такой сетки).
  • Линия горизонта в кадре не наклонена вниз, не задрана вверх, не имеет наклона. Именно это и есть несчастный “заваленный” горизонт, а исходя из правила третей, горизонт не должен находиться ровно посереди кадра, лучше на уровне 1/3 вверху или внизу.
  • Не надо обрезать голову, ноги ниже колен, руки ниже локтя.
  • Старайтесь, чтобы у людей на ваших снимках не торчали из головы или спины столбы, фонари, деревья.
  • Следите за фоном: мусор, лишние предметы не нужны, пробуйте разные ракурсы, ведь иногда стоит ототйти полшага влево-вправо, присесть или привстать, и это здорово поменяет композицию в лучшую сторону.
  • Снимайте каждый день. МНОГО! В среднем, за полгода я успеваю снять 2 тысячи фотографий на телефон. Это примерно 10 фотографий каждый день. Ну да, немного больше, чем все нормальные люди.
  • Делайте много дублей, учитесь видеть и выбирать лучшее.


Елена Счастливая:
К тому, что сказала Елена Албитова я добавлю:

  • Делайте лаконичные кадры. Все объекты и предметы в кадре должны работать только на одну, основную, идею снимка. Очень стильно и хорошо выглядят снимки, сделанные на смартфоны в лаконичной манере, и это порой сделать действительно не легко.
  • Выравнивайте горизонт при съемке, чтобы он не имел наклона. Об этом уже говорилось. Но кроме горизонта есть еще и вертикали, которые тоже нужно выравнивать (столбы, стены, углы домов и т.п.). Очень многие фотографы умалчивают тот факт, что съемка на смартфоны излечила их от заваленных горизонтов и вертикалей в кадре. Дело в том, что ровнять заваленные линии в постобработке на смартфоне - это весьма кропотливое дело, и потому, не желая дополнительных сложностей, мы начинаем ровнять вертикали и горизонтали при съемке. Этот полезный навык закрепляется за фотографом и значительно облегчает ему фотожизнь.
  • Следите за яркими пятнами в будущем кадре - это маркеры зрительского внимания или хаоса в кадре. Все яркое привлекает взгляд. Много яркого - это хаос. Хаос - это плохо, если снимок не о хаосе, конечно.
  • Ищите интересные ракурсы, точки съемки. Смартфон - это отличная и необременительная возможность найти уникальный ракурс, сделать что-то креативное. Чем меньше мы напрягаемся от важности момента, тем больше есть вероятность того, что мы сделаем что-то действительно интересное и гениальное. Смартфон - это отличный повод не напрягаться и не превышать важность съемки.
  • Не думайте, что зритель чего-то не заметит ))) зритель видит всё, и порой видит даже больше вас.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ СЪЕМКЕ НА СМАРТФОН

Елена Счастливая:

  • Линии в съемке на телефон - это очень важный момент. Когда зона резкости простирается от носа телефонофотографа и до горизонта, то линии в кадре начинают играть огромное значение. С помощью них мы строим не только композицию кадра, мы добиваемся объема в кадре, а это достаточно сложно и интересно.
  • Играйте со светом: снимайте против света, ловите лучи солнца, ловите тени, интересные рисунки сквозь жалюзи или шторы. Свет - это самое интересное в фотографии, научиться видеть его - это очень важно. И смартфон в этом деле - большой помощник, ведь ничего серьезного вроде как не происходит, ну не получится кадр, ну удалите его, а если получится, то положите в свою копилку удачных идей.
  • Снимайте больше дублей и ракурсов. Порой этот прием при анализе и выборе лучшего снимка бывает очень полезен.
  • Не делайте постобработку или подготовку снимков к публикации в сети на полной яркости экрана, они будут слишком яркими и светлыми, а зритель их увидит более темными.
  • Чаще протирайте объектив смартфона, держите его чистым. Запыленность объектива в обльшинстве случаев является причиной замыленности наших снимков.

 

Елена Албитова:

  • Видеть и выстраивать композицию.
  • Свет, свет и ещё раз свет! Если можно перейти/передвинуть объект съёмки в более светлое место – сделайте это.
  • Если вы хотите снять что-то контрастное, например, белые цветы на фоне тёмно-зелёной листвы, фокусируйтесь на белых цветах (тыкните пальцем в цветы на экране), это поможет скорректировать экспозицию.
  • Если вы снимаете человека, а дальше планируете сделать квадратный формат фотографии, например, для instagram, сразу оставляйте гораздо больше места, чтобы потом при обрезке кадр получился именно таким, как вы задумывали.
  • Если вы хотите снять какой-то небольшой объект, домашние скатерти в цветочек не всегда подходят в качестве фона, лучше используйте обычный лист белой бумаги. Не мятый и чистый, лучше даже лист акварельной бумаги, он плотный и без синего оттенка.

 

 

ВЫБОР СЮЖЕТОВ

Елена Албитова:
Выбор сюжетов бесконечен. Еда, путешествия, повседневная жизнь, тематические коллекции. Все зависит от Ваших личных интересов и предпочтений.
 


Елена Счастливая:
Выбор сюжетов для съемки смартфоном, как правило, ограничивается кругом интересов фотографа. Я снимаю на смартфон все подряд, что мне кажется интересным.Я думаю, что узкая специализация фотоблога выглядит очень интересно. Вот, к примеру, фотограф liljeberg снимает только буквы и цифры, а фотограф le_blanc снимает только архитектуру. Их фотоблоги в instagram - это весьма примечательные серии фотографий на одну тематику. Это впечатляет и выглядит очень законченно, продуманно. Я пока не определилась с узкой тематикой своих телефонофотографий и снимаю короткие серии на интересные и доступные мне темы. И еще хочу добавить: мне кажется очень логичным размещать в instagram и других мобильных фотоблогах фотографии, снятые только на смартфоны. Загружать туда фотографии с фотоаппаратов мне видится ну совершенно не логичным.
 
 

ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОСТОБРАБОТКИ

Елена Албитова:
Камера телефона не позволяет менять глубину резкости изображения (например, когда выделяется один объект, а фон размывается), поэтому обработка фотографий, сделанных при помощи телефона становится актуальна. Существует огромное количество программ для обработки. Перепробовав многие на своей i-phone, я пользуюсь тремя: Picfx – фильтры, Diptic – коллажи, PhotoForge2 – минифотошоп.

Елена Счастливая:
Я в своем смартфоне на платформе Android использую для постобработки только программу Aviary, для коллажирования - KD Collage. И, конечно, очень уважаю цветовые фильтры приложения Instagram.


ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ФОТОСЪЕМКИ НА СМАРТФОН

Елена Албитова:
Технологии развиваются так стремительно, что даже объективами для телефонов уже никого не удивить. У меня есть комплект объективов Olloclip (макро, рыбий глаз, широкоугольный), чаще всего использую макро-объектив:
 

Также хочу попробовать чехол для телефона, чтобы можно было снимать под водой.
Есть отличный сайт photojojo.com, где можно найти много интересных гаджетов для телефонов и для фотокамер.

Елена Счастливая:
Из дополнительных приспособлений я часто использую всевозможные стекла: автомобильные, оконные, прозрачные тарелки, очки. Так же я использую макро-объектив, которым иногда весьма удивительно и интересно снимать макро на смартфон:
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Елена Албитова:
Телефонография даёт большую свободу, позволяя снимать, не задумываясь о технических аспектах съёмки. Тут не важна ни выдержка, ни диафрагма. Вы ограничены только рамками своих интересов, представлений о жизни, фантазией. Поэтому здесь особенно важно уметь видеть. Снять “Дикий Запад” в Москве, телефоном, не выходя из дома? Почему бы и нет?!


Елена Счастливая:
Понимаете, какая штука.... Осознание того факта, что шедевры фотографии начала прошлого века и конца позапрошлого века сделаны на фотокамеры гораздо худшего качества, чем любая камера в современном смартфоне, делает мое отношение к съемке на телефон более серьезным. Представляете, они, гениальные фотографы тех времен, снимали на камеры как минимум такого же качества как в Вашем смартфоне?! Вы можете мне ответить про ГРИП, про печать, про объективы. Я всё понимаю. Я говорю абстрактно. В ваших руках не телефон. А камера, с которой можно позвонить. Да, она снимает чуть иначе, чем зеркальный фотоаппарат, но суть от этого не меняется.


Авторы:
Елена Счастливая, в instagram hellenhappy
Елена Албитова, в instagram ifonka
При перепечатке ссылка на первоисточник обязательна. 

 

 

 

 

Назад в Библиотеку