Новости школы

07.10.2018
  ✓ В Лаборатории Творчества фотошколы очень интересное расписание! ✓ Фотопрокачки и фотовстярски можно проходить паралельно с ...

подробнее

Новости фотошколы:

 

 



Тест рисунка боке разных объективов

Автор: Елена Счастливая

 

 


 

 

 

Идея сделать такой тест родилась у меня, когда компания FujiFilm предоставила мне для написания обзоров в прокат несколько объективов fujinon. Я понимала, что нельзя не воспользоваться таким шансом, когда передо мной лежит гора объективов. Надо обязательно сравнить их рисунок!

Мы часто говорим о рисунке в зоне размытия, называя его красивым, резким, стандартным, интересным или не интересным, тривиальным, уникальным и так далее. Часто фотографы делают вид, что понимают друг друга, иной раз просто молчат, думая, что не достигли той стадии просветления, когда фраза "интересный рисунок боке" им совершенно понятна. На самом деле определения рисунка зоны размытия (боке) весьма условны и часто зависят от предпочтений, насмотренности и опытности фотографа. Многие зрители вообще не смотрят на зону размытия (но это обычно не фотографы), многие не смотрят, но понимают, что что-то в кадре ну очень хорошо или как-то не так (это обычно начинающие фотолюбители), а многие туда смотрят, но иной раз испытывают замешательство, не понимая куда смотреть и что видеть (это обычно начинающие фотографы). А там, в зоне боке так много интересного! Ну обо всем по-порядку. Рисунок зоны боке очень часто оказывает влияние на всю фотографию больше, чем мы можем себе представить. Но это лучше показать, чем рассказать. 

Итак, я взяла большой плотный лист бумаги формата A1, наклеила на него разные картинки из журналов, поставила на комод, повесила на него гирлянду (дальше Вы поймете почему, а если уже поняли, то простите меня за детальное объяснение некоторых очевидных мелочей, ведь статья пишется для широкого круга читателей, и мне важно донести свои мысли в одинаковом виде до всех). Перед этим листом я поставила объектив, который будет нашей моделью. От использования яблока я отказалась намеренно, решив, что объектив гораздо интереснее яблока, груши или яйца. Я использовала для этого теста раритетный Carl Zeiss Jena 20/4.0. Он оказался чуть кривоват, потому как старенький и побывал в разных боях, но в  данном тесте он очень удобен своими контрастными полосами на фокусировочном кольце (удобно фокусироваться, удобно оценивать резкость). А еще он очень красив. 

Объектив лежит на расстоянии 42 см. от коллажа. Справа от коллажа находится окно, за окном находится пасмурный день. Слева от коллажа находится небольшая комната с включенным бра теплой температуры. На коллаже висит включенная гирлянда, которая дает красивый блик на комод и будет показывать нам как обходятся с точечными контровыми источниками света наши объективы. Обязательно найдите глазами гирлянду на коллаже.  

В тесте участвуют снимки, где основной задачей было снять лист с коллажем почти полностью, находясь на расстоянии от модели (объектива Carl Zeiss Jena) от 40 до 70 см. и захватить нашу модель (объектив) в зону резкости, используя минимальное значение диафрагменного числа  для всех объективов. Если в тесте участвует зумм-объектив, то для него приводятся два кадра: на минимальном и максимальном фокусном расстоянии с максимально открытой диафрагмой для этих фокусных расстояний. 

Вот так выглядит поле наших будущих экспериментов:

По манере написания статьи, Вы уже догадались, что она не несет в себе никакой академичности, научности и не является абсолютом. Это тест творческий, который выполнялся с настроением и вдохновением, и задачи у нас будут только творческие. О науке, физике, оптике и прочих скучных вещах мы говорить практически не будем. Они в нашей задаче не особенные помощники. Задача этого теста: понять куда смотреть, оценивая рисунок боке, понять от чего он изменяется и понять что нам лично нравится и в каком случае, а что не нравится или не является важным. Каждый читатель сделает свои выводы, я же поделюсь своими. 

Почему не использовался студийный свет? Почему такие значения ISO в тесте? 
Потому что я хотела сделать условия теста полевыми, удобными для того, чтобы его продолжать. Мне надо лишь дождаться пасмурного дня (с этим проблем у меня совершенно нет) и появления нового объектива (с этим чуть сложнее). Тест не технический и потому ИСО завышалось до 3200 ед. Все снимки прямо с камеры с пылью на комоде и без постобработки, кроме уменьшения размера и небольшого поднятия резкости. 

Итак, поехали! 

 

объектив fujinon 18/2.0

Подробное описание объектива

Параметры съемки: 
ФР=18мм., f=2.0 ед., 1/100 сек., ISO 1250 ед.

камера: FujiFilm X-E1

Обычно при съемке на объективы с широким углом обзора зона боке интересует фотографа меньше всего, потому как эти объективы используются в пейзажной съемке, архитектурной съемке, съемке стрит-сюжетов, репортаже. Репортаж! В репортаже очень важно иной раз иметь возможность отделить объект от фона с помощью размытия последнего и сразу же возникает интерес: а каким будет размытие? Вот таким, как на этой картинке. 

Очень не плохо для такого широкого угла! Очень не плохо! Конечно, надо учитывать, что диафрагменное число для этого кадра = 2,0 ед., то есть диафрагма раскрыта достаточно широко, но в любом  можно отметить красивый, плавный рисунок зоны боке. Интересно сравнивать объективы с почти одинаковым фокусным расстоянием и одинаковым значением диафрагменного числа. Конечно, это будет возможно как только наша коллекция пополнится, но и сейчас можно отмотать чуть ниже эту статью и сравнить рисунок этого объектива с другими похожими, делая скидку на используемое значение диафрагменного числа.

 

 

объектив fujinon 23/1.4

Подробное описание объектива

Параметры съемки: 
ФР=23мм., f=1.4 ед., 1/100 сек., ISO 640 ед.

камера: FujiFilm X-E1


Этот объектив достоин внимания! Его боке очень красиво и правильно. Именно правильно. Он не размывает блики от нашей гирлянды, огоньки такого же размера с четкой формой, он плавно обходится с мелкими линиями букв в центре нашего коллажа, нет ощущения ряби в кадре. И этот объектив просто создан для любителей репортажа, когда света нет, когда надо хорошо и красиво размыть фон без дребежжания деталей на нем, когда надо использовать малую ГРИП и иметь возможность вместить всю снимаемую сцену в кадр целиком (потому что квартиры тесные, потому что постоянно упираешься спиной в стену или стол, места постоянно не хватает). А потом раз! И бегом на улицу снимать пейзаж, открутив кольцо диафрагмы на значение 8 ед., и имея в руках полноценный резкий пейзажник. 

Погодите делать выводы, смотрите дальше! Глаза все поймут, почувствуют. Возвращайтесь к этому кадру после просмотра следующих, и Вы с легкостью увидите не очевидную, еле заметную разницу. Но учитывайте, что диафрагма и фокусное расстояние для снимков в этом тесте будет меняться, на это надо обращать самое пристальное внимание в первую очередь. 

 

 

объектив fujinon 23/2.0

Подробное описание объектива

Параметры съемки: 
ФР=23мм., f=2.0 ед., 1/100 сек., ISO 200 ед.

камера: FujiFilm X-E3

 

Этот объектив имеет прекрасный рисунок боке, красивый и правильный. Сам объектив очень приятный и легкий, быстро фокусируется.
Боке красивое, точное, без ряби, но стильное. Резкость очень хорошего качества, характерное для FujiFilm.
Этот объектив дает ФР = 35мм и годится для большинства видов съемки от пейзажа, портретов, стрита, репортажа до макро на удлинительном кольце.

 

 

 

объектив fujinon 18-55/2.8-4.0

подробное описание объектива

Параметры съемки: 
ФР=18мм., f=2.8 ед., 1/100 сек., ISO 2000 ед.

камера: FujiFilm X-E1

Чтобы понять разницу, очень хорошо сравнить этот объектив с объективом fujinon 18/2.0
Посмотрите на размытие букв в центре коллажа и на качество размытия лиц. Особенно показательно размытие глаз девушки в больших очках. Этот объектив сохранит больше мелких деталей в зоне размытия, эти детали будут более очевидны, будут как бы дребезжать, отвлекать. Вот что значит всего 0,8 ед. диафрагменного числа и качество зумма. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием не даром любимы фотографами, ох не даром! 

 

Этот объектив с переменным фокусным расстоянием, с зуммом, поэтому теперь снимок на другом максимальном значении фокусного расстояния этого объектива: 

Параметры съемки: 
ФР=55мм., f=4.0 ед., 1/100 сек., ISO 3200 ед.

камера: FujiFilm X-E1

Я могу сказать, что зумм-объективы с такой светосилой являются универсальными и не несут в себе идеи творческого рисунка. Рисунок боке появляется там, где используется диафрагменное число ниже 1,8-2.0 ед., в чем легко убедиться и на примерах этого теста. На значениях диафрагменного числа больше 4,0 ед. большинство объективов не нарисуют нам ничего интересного. И тут ничего интересного. Почти полностью различимые детали в зоне размытия. Эффект только один: объем. Не более того. А больше и не нужно в таком объективе, хотя, надо отметить, что иногда очень хочется 

 

 

объектив fujinon 35/1.4 R

подробное описание объектива

Параметры съемки: 
ФР=35мм., f=1.4 ед., 1/100 сек., ISO 640 ед.

камера: FujiFilm X-E1

Это мой любимчик из серии fujinon, он невероятно хорош! Сравните его боке с боке fujinon 23/1.4 и Вы найдете разницу, но едва уловимую. Эта разница обуславливается только фокусным расстоянием объектива. Качество размытия очень похоже у этих двух объективов. Нет дребезжания мелких деталей, размытие плавное, качественное, лампы гирлянды не размываются, сохраняя свою форму. Но мы не спешим с выводами, смотрим дальше, однако я покажу еще одну фотографию, снятую чуть ближе к нашей модели, чтобы дать еще большее представление о боке этого объектива. Красивое боке. Чем-то оно будоражит, но больше будоражит на втором примере. Будораживающий эффект проявляется там, где перестает узнаваться пространство на фоне, где линии начинают наползать друг на друга, и мы видим какой-то сказочный эффект. 

Параметры съемки: 
ФР=35мм., f=1.4 ед., 1/100 сек., ISO 640 ед.

камера: FujiFilm X-E1

 

 

 

объектив fujinon 56/1.2 R 

подробное описание объектива

Параметры съемки: 
ФР=56мм., f=1.2 ед., 1/100 сек., ISO 200 ед.

камера: FujiFilm X-E1

Тест боке этого объектива проводился спустя полгода как был написан обзор. И поэтому мы видим другой фон, чуть другое освещение, но тестовый фон абсолютно тот же, расстояние от модели - объектива до фона такое же. Расстояние от объектива до объекта съемки чуть больше, но это сделано намерено, чтобы увидеть все нюансы передачи деталей в зоне размытости. 

 

Для чистоты эксперимента кадр в привычном формате, чуть более крупно: 

 

Параметры съемки: 
ФР=56мм., f=1.2 ед., 1/120 сек., ISO 200 ед.

камера: FujiFilm X-E1

Как только этот объектив попал мне в руки, я сразу оценила рисунок его боке. Он мягкий, красивый, плавный и очень интересный. Это как раз тот случай, когда лучше один раз показать, что 100 раз описать. Фокусное расстояние, светосила в 1,2 ед., легкость и невероятная резкость на открытой диафрагме - уникальные отличительные черты этого объектива. 

 

Давайте сравним как рисует этот объектив на других значениях диафрагмы: 1,6 и 2,8: 

 

Параметры съемки: 
ФР=56мм., f=1.6 ед., 1/100 сек., ISO 250 ед.

камера: FujiFilm X-E1

 

Параметры съемки: 
ФР=56мм., f=2.8 ед., 1/100 сек., ISO 800 ед.

камера: FujiFilm X-E1

 

 

 

объектив fujinon 60/2.4 R macro

подробное описание объектива

Параметры съемки: 
ФР=60мм., f=2.4 ед., 1/100 сек., ISO 2000 ед.

камера: FujiFilm X-E1

Отличный резкий объектив, который дает красивый, правильный рисунок в зоне размытия. Но боке у этого объектива дребезжит, контрастное, детали видны и границы их четкие. Почему так? Потому что макро-объектив призван быть резким и все усилия создателей были направлены только на это. Показать мельчайшие детали в зоне резкости - это вопрос высокого микроконтраста и именно он не дает нам волшебное боке. По большому счету нам волшебного боке в макро очень не хватает, но тут надо выбирать: либо резкое макро, техничное либо творческое, с применением переходников на объективы, которые для этого не предназначены, но дают невероятно красивое размытие в кадре. 

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Раритетные (мануальные) объективы

Учитывая цели и задачи этого теста, я не могла не заглянуть в свою коллекцию раритетных объективов, чтобы и их использовать в этом исследовании. Более того именно их боке вдохновил меня на этот тест. Многие фотографы снимают раритетными объективами, мучаясь с настройками камеры, привыкая к работе с фокусировочным кольцом на объективе именно потому, что рисунок этот невероятно красив и уникален. Давайте посмотрим за что же так любят раритетные объективы некоторые их почитатели и почему некоторые фотографы готовы работать с ручной фокусировкой и в мануальном режиме, чтобы получить то, что им нравится в качестве картинки.

 

 

объектив Carl Zeiss Jena Flektogon 20/4.0

подробное описание объектива

Параметры съемки: 
ФР=20мм., f=4.0 ед., 1/100 сек., ISO 3200 ед.

камера: FujiFilm X-E1

В данном случае мы видим широкоугольное фокусное расстояние и такое значение диафрагменного числа, что говорить о боке не приходится. Этот снимок занял в этом тесте свое достойное место, как дань нашей модели за ее посильный труд в нашем тесте и как иллюстрация того как влияет значение фокусного расстояния и диафрагменного числа на степень размытия фона при прочих почти равных условиях. 

 

 

объектив Vivitar 28/2.5 Avto wide angle

подробное описание объектива

Параметры съемки: 
ФР=28мм., f=2.5 ед., 1/100 сек., ISO 2500 ед.

камера: FujiFilm X-E1

Для того, чтобы дать оценку этому боке надо запомнить глаза девушек на коллаже (какие нравятся), а так же рисунок ламп гирлянды, далее надо быстро пролистать этот тест выше, заглянув в объектив fujinon 18-55 и fujinon 23/1.4 и посмотреть разницу, учитывая, что этот кадр снят на диафрагме 2,5ед. Видите различия в качестве размытия?  То же самое можно проделать, запомнив рисунок букв в центре коллажа. 

<Видите как раздваиваются контуры? Видите какой мягкий контур у огоньков гирлянды? Он как бы подсвечивается. 

Пузырьки в области букв в центре коллажа стали действительно явными пузырьками, а в кадре, представленном ниже, снятым более крупным планом, пузырьков на буквах уже нет, но они отчетливо видны на коричневой области в правой части коллажа. Свет же от гирлянды стал еще более интересным. Представьте теперь как красиво будет снять вечерний город этим объективом. Хотя, впрочем, разница в боке между раритетным и современным рисунком пока еле заметна. 

Параметры съемки: 
ФР=28мм., f=2.5 ед., 1/100 сек., ISO 2500 ед.

камера: FujiFilm X-E1

 

 

объектив Волна-9 МС 50/2.8

подробное описание объектива

Параметры съемки: 
ФР=50мм., f=2.8 ед., 1/100 сек., ISO 2000 ед.

камера: FujiFilm X-E1

Боке этого объектива меня вообще никак не впечатляет. Его любят за плавное размытие, такое бывает, когда подуешь теплым воздухом на стекло зимой, и оно запотевает, чуть-чуть совсем запотевает, и размывает реальность. Вот такое боке у этого объектива. Он был призван снимать макро и считался лучшим макро-объективом в СССР, дающим хорошее качество резкости. И, конечно, при задаче дать максимальную резкость, конструкторы думали только над этой задачей, размытие почти не учитывалось при создании этого объектива. Но его размытие можно считать уникальным, оно интересно и у него есть свои приверженцы. 

 

объектив Helios 77М 50/1.8

подробное описание объектива

Параметры съемки: 
ФР=50мм., f=1.8 ед., 1/100 сек., ISO 1250 ед.

камера: FujiFilm X-E1

Этот объектив я выбираю первым, если иду на съемку с мануальным объективом. Я его очень люблю за резкость на диафрагме 1,8 ед. и за рисунок боке. 
Давайте его сравним! Запомните глазами только рисунок гирлянд, как он их прорисовал, как он обошелся с их светом и просто пролистайте весь тест вверх и вниз, смотря только на гирлянды. Снимать портрет с точечными контровыми источниками света с этим объективом - это большое удовольствие.
А теперь запомните как этот объектив прорисовал буквы и глаза девушки в больших очках и прокрутите тест вверх и вниз. Разница очевидна.

А теперь запомните глазами горизонтальный снимок, который показан ниже, он снят крупнее. Теперь прокрутите тест вверх и вниз, обращая внимание на общее впечатление от рисунка зоны боке только на горизонтальных кадрах (все они сняты крупнее, чем вертикальные). Вы все увидели сами. Слов тут совершенно не нужно. Не увидели? Значит надо посмотреть еще раз. Разница настолько очевидна, что говорить о ней излишне. Предположу, что Вы захотели поискать этот объектив, чтобы купить себе. Постойте. Давайте закончим этот тест. Снимать на мануальным объективы надо уметь и об этом будет еще одна статья в скором времени, на нее я дам ссылку позже, как она появится, а пока даю ссылку на свой пост в ЖЖ, где в целом достаточно подробно объяснено что ждет нас при съемке на раритетный объектив на фотоаппарате FujiFilm системы X-mount (эти знания легко можно переложить и на другие системы, Canon, Nikon и т.д.).  

Параметры съемки: 
ФР=50мм., f=1.8 ед., 1/100 сек., ISO 1250 ед.

камера: FujiFilm X-E1

 

 

 

объектив Helios 44-2 58/2.0

подробное описание объектива

Параметры съемки: 
ФР=58мм., f=2.0 ед., 1/100 сек., ISO 800 ед.

камера: FujiFilm X-E1

Этот объектив сейчас считают легендой среди любителей раритетных объективов. Он дает уникальный рисунок, достаточно распространен, невероятно дешев и очень светлый. То есть пропускает много света. Снимать им на диафрагме 2,0 - это по параметрам съемки почти то же самое, что снимать на диафрагме 1,6-1,4 с современными объективами. Виной всему простая его конструкция. Сравните его с объективом Helios M-77 50/1.8 - это будет самое правильное сравнение, а после покрутите тест вверх и вниз так же как мы это делали с объективом Helios M-77 50/1.8, чтобы понять его рисунок. Он чуть мягче Helios M-77 50/1.8 и чуть больше крутит боке по углам, создавая уникальный эффект кручения боке, который в полную меру проявляется при съемке портретов на фоне листвы. Здесь, в нашем тесте этот эффект еле уловим, его можно заметить, если знать о чем идет речь. Полистайте в сети Интернет снимки, сделанные этим объективом, и Вы сразу увидите этот эффект по углам кадра. 

Параметры съемки: 
ФР=58мм., f=2.0 ед., 1/100 сек., ISO 800 ед.

камера: FujiFilm X-E1

 

 

На этом пока наш тест закончим. Я буду его пополнять новыми объективами как только ни окажутся у меня в руках и я смогу провести этот тест. Но в любом случае важность и нужность этого теста заключается в том, чтобы просто понять какие они вообще бывают эти рисунки боке. Видеть их, различать, подбирать объектив под определенные задачи - это вполне профессиональный фотографический подход. Мы рисуем светом и потому выбор кисти (объектива) - это серьезная художественная задача, которая не ограничивается подбором фокусного расстояния объектива, его способности давать определенную резкость, снимать на определенном расстоянии от объекта, обладать определенной светосилой. Рисунок боке - это весьма сложное в определении понятие и тонкая в понимании вещь, которую дает нам наш объектив, и я иной раз жертвую всем ради этого самого рисунка, если ему надо быть в моих кадрах. 

 

 

 

Google