Обзор объектива FUJINON XF23mm F1.4R
После того, как компания FujiFilm предоставила мне этот объектив на тест, он редко снимается с моего FujiFilm x-e1 и я постараюсь рассказать в этом обзоре почему так произошло, конечно с долей субъективности, какая бывает в каждом обзоре объективов. Такова реальность. И если кто-то и пытается быть объективным в этом деле, то это все равно не получается. Разговор же идет об объективах. Об объективах всегда субъективно получается. Иначе никак.
Это не легкий объектив по меркам FujiFilm: 300 грамм, с фиксированным фокусным расстоянием = 23 мм. Зумма в нем нет. За эту функцию при съемке на этот объектив по привычке отвечают наши ноги.
Для камер с кроп-фактором 1,5 ед., как, например, для камер FujiFilm X-серии, фокусное расстояние этого объектива = 35 мм. Минимальное диафрагменное число = 1,4 ед.
Минимальное расстояние до объекта съемки = 28 см.
И у нас в руках весьма универсальный фикс для камер FujiFilm X-серии с кроп-фактором 1,5 ед. с весьма небольшим минимальным расстоянием до объектов во время съемки (28 см.), что делает этот объектив весьма привлекательным так же для любителей предметной съемки.
Портретная фотосъемка
Что нам нужно в портретной съемке от любого объектива?
- Фокусное расстояние от 35 мм. и выше.
- Прекрасное качество резкости.
- Возможность размыть фон качественно и красиво, в идеале хочется иметь красивый рисунок боке.
Фокусное расстояние у этого объектива = 23 мм., и пусть на кроп-факторе 1,5 ед. получается 35мм., искажения переднего плана все равно никуда не денутся. Почему? На этот вопрос очень не плохо я ответила в лекциях по 1-ому этапу основной программы нашей фотошколы, вырезку из которых можно найти в моем блоге Livejournal.
Итак, что это для нас значит? То, что не нужно близко подходить к моделям и снимать портреты крупным планом, если искажения геометрии лица не входят в Ваши творческие планы:
Так же это значит, что при съемке портрета в полный рост не нужно использовать верхний ракурс во избежание сильной деформации тела. Лучше снимать с ракурса ниже глаз, располагая фотоаппарат на уровне груди модели:
В потрете мы часто любим размытый фон. Добиться его будет просто с этим объективом: крутим кольцо диафрагмы на позицию 1,4 или 1,6 ед., внимательно следим где находится точка фокусировки, и снимаем волшебные портреты с размытым фоном.
Параметры нижеприведенного кадра:
Диафрагма: 1,4 ед.
Выдержка: 1/300 сек.
ISO: 200 ед.
Что нам может обеспечить лучшее размытие фона при съемке на этот объектив?
-
Расстояние от фотоаппарата до основного объекта (модели):
Чем мы ближе к модели, тем больше шансов у нас получить лучшее размытие фона. Но тут важно понимать, что ФР расстояние у объектива все ж таки 23 мм., широкоугольное, и поэтому при очень близком расстоянии до модели, мы однозначно получим искажения геометрии лица. -
Расстояние от основного объекта (модели) до фоновых объектов:
Чем дальше фон от нашей модели, тем лучше он будет размыт, порой до неузнаваемости фоновых объектов. -
Значение диафрагменного числа во время съемки:
Чем меньше значение диафрагменного числа (то есть чем более открыта диафрагма), тем более размытый фон у нас получится. При работе на минимальных значениях диафрагменного числа нужно следить за точкой фокусировки более пристально, чтобы иметь резкость там где нам нужно.
Надо отметить, что больше половины тем в портретной съемке вообще не нуждается в размытии фона. Это репортажная съемка, студийная съемка. Хорошо размытый фон часто нам нужен только на плэнере, в интерьере или когда лицо изображено крупно.
Я себя читаю гурманом рисунка боке (зоны размытия). Рисунок объектива в зоне размытия мне очень важен. Я очень люблю рисунок ретро-объективов середины прошлого века за его пластичность, яркость, характерность. Конечно, если сравнивать рисунки зон размытия тех объективов с fujinon 23/1.4, то рисунок fujinon 23/1.4 может показаться скучным. Однако, если сравнивать боке fujinon 16-50/3.5-5.6, то рисунок fujinon 23/1.4 заметно лучше. Подробнее о рисунка боке разных объективов в моей статье "Тест рисунка боке разных объективов"
Стрит-фото
Что нужно стрит-фотографам от объектива:
- Легкость.
- Отличное качество резкости.
- Зумм от широкоугольного до нормального ФР.
Fujinon 23/1.4 подходит только по первым двум пунктам. Но широкоугольное фокусное расстояние этого объектива может понравится стрит-фотографам, которые привыкли снимать на объективы с фиксированным ФР. Лично я себя к таким фотографам отношу, хотя в жанре стрит снимаю редко. Этот объектив я бы посоветовала для стрит-съемки еще в силу своей светосильности, ведь иногда городской сталкер попадает в весьма темные переулки и хочется раскрыть диафрагму как можно шире:
Репортажная съемка
Какие есть основные виды репортажа?
- Событийная фотожурналистика (начиная от официальных мероприятий заканчивая свадебными торжествами), где от объектива требуется легкость, быстрота, чаще всего широкий и нормальный угол.
- Бытовой и туристический репортаж очень схож по требования к событийной фотожурналистике (а по сути это одно и то же), поэтому и требования к объективу схожи.
- Спортивный репортаж часто требует больших фокусных расстояний, от 100 мм.
При съемке репортажа фотограф, снимая на этот объектив, столкнется с одной проблемой: фиксированное фокусное расстояние. То фотограф будет находиться слишком близко к объекту съемки, то слишком далеко, а времени или возможности менять положение в пространстве для перекомпоновки кадра у фотографа не будет. Именно поэтому так не любят объективы с фиксированным фокусным расстоянием часть фотографов, которая увлекается репортажем. Приходится каждый раз много думать и быстро реагировать на подобные неудобства.
А есть другая часть фотографов, которая всем сердцем любит фикс-объективы. А почему? А потому, что объектив с фиксированным фокусным расстоянием, как например, fujinon 23/1.4, светосилен и позволяет снимать в условиях недостаточного освещения, что часто бывает в бытовом или событийном репортаже. Поднятие ISO до 600 ед. фотоаппараты X-серии FujiFilm выдерживают очень хорошо, и получается что объективом fujinon 23/1.4 можно снимать почти в любых бытовых условиях на минимальных значениях диафрагменного числа и поднимая ISO. Вот за что любят объективы с фиксированным фокусным расстоянием в репортаже. Мало того, что снимать можно в условиях недостаточной освещенности, так еще и размывать все лишнее, все фоновые объекты, коих достаточно при репортаже, делая кадр аккуратнее и объемнее. А фокусное расстояние fujinon 23/1.4 отлично подходит для любого бытового репортажа.
Пейзажная съемка
Что нам нужно для съемки пейзажа?
- Широкоугольное фокусное расстояние.
- Отличное качество резкости.
- Прекрасная работа линз по переотражению боковых лучей света.
Фотографы-пейзажники полюбят этот объектив за его универсальность: с одной стороны он даст хорошую геометрию переднего плана, с другой стороны он позволит снять портрет на фоне этого же пейзажа, а с третьей стороны он позволит снять и флору, которой тоже много при съемке пейзажа. То есть этот объектив позволит быть налегке и снимать все вокруг разными планами от общего до макро.
Этот объектив дает отличное качество резкости. Проблем м переотражением линз боковых лучей у меня не возникло, но если таковая случится, можно купить бленду или же использовать ладонь вместо нее.
Параметры вышеприведенного кадра:
Диафрагма: 8 ед.
Выдержка: 1/100 сек.
ISO: 200 ед.
Натюрморт, предметка, макро
В натюрморте и предметке от объектива нам нужно:
- Прекрасное качество резкости.
- Фокусное расстояние от 40-50 мм. и выше.
- Красивый рисунок боке (зоны размытия).
В макро к вышеперечисленным нуждам мы добавляем еще:
- Возможность снимать с небольших расстояний до объекта.
- Иметь увеличение от 0,5 ед и выше.
Качество резкости объектив дает отменное. Фокусное расстояние для съемки предметки не очень привычное, но минимальная дистанция фокусировки в 28 см. делает этот объектив интересным в этом жанре.
С макро у этого объектива проблемы: увеличение максимальное = 0,1, минимальное расстояние от объектива до объекта съемки = 28 см., что для макро много, то есть не подходит. Однако надо отметить, что для макро обычно изготавливаются специальные объективы, но снимать макро-объекты нам никто не запрещал, просто придется это делать менее крупно:
Параметры нижеприведенного кадра:
Диафрагма: 1.8 ед.
Выдержка: 1/350 сек.
ISO: 200 ед.
Предметку снимать этим объективом - истинное удовольствие. Варианты выбора ГРИП самые широкие. Резкость отличная. Рисунок размытия у объектива замечательный.
Параметры нижеприведенного кадра:
Диафрагма: 1.6 ед.
Выдержка: 1/2500 сек.
ISO: 200 ед.
При перепечатке ссылка на первоисточник обязательна: http://www.photohappy.ru/page389.html
Тест рисунка боке этого объектива