Как научиться видеть свет?
Можно читать статьи. Можно читать книги. Можно идти долгим извилистым путем познания что есть свет. Пробираться сквозь определения волновой физики, отражения этих волн, поглощения и так далее.
А можно иначе.
Просто жить и смотреть.
Наслаждаться )))
И вот как это происходит. Сначала вы даете себе задание каждые 15 минут оценивать как освещено пространство в целом и 1 объект в нем. Простой анализ. Каждый день. Каждые 15 минут. На ближайшие полгода. Жуть какая. Полгода?! Да. Всего-то полгода. Ерунда. Мы зубы чистим всю жизнь и ничего. А тут свет! Основа фотографии! Важность важная. Этот простой анализ, повторяющийся как минимум 30 раз в день очень быстро накопит у вас насмотренность светом. И через короткое время, вы начнете замечать очень интересные эффекты и световые рисунки:
Иногда Вам будет очень интересно: вот тень, вот дом, а лицо у девушки освещено как интересно! Почему? Потому что отражается свет от листа железа на стене:
Конечно, этот кадр постановочный и был в рамках фотосессии, но вы, идя по городу, обязательно заметите такой эффект рядом с заборами из оцинкованного железа, рекламными щитами. И этот эффект подобен применению фольгированных фото-отражателей. А как красиво отражаются витрины! А как красиво снимать через окна и витрины.
А потом вам станет скучно в пасмурную погоду. Да-да ))) Это очень скучно. Потому что свет в этом время становится без характерным, как кисель. Я не люблю бесхарактерных людей, слишком спокойных, ровных. Я не люблю бесхарактерный свет. Он хорош только тогда, когда надо снять семью с детьми, которые постоянно двигаются и вертятся. Он хорош, когда мы снимаем портреты с движением, и то не всегда.
Ваши наблюдения продолжатся. Вы всё сможете сами. Просто смотрите. Часто меня ученики спрашивают: а какие правила наблюдения за светом? Может быть надо что-то записывать? Может быть надо как-то специально смотреть? Нет. Ничего специально не надо делать. Надо видеть источник света и следить за его характером. Ибо его характер меняется от того как долго этот свет куда-либо идет, что он встречает на своем пути и до чего он доходит в результате. Свет он всегда от солнца или от лампы. От солнца он по-большому счету всегда одинаков, на его характер влияют облака (небосвод) и различные объекты, через которые он проходит (окна и так далее), а потом он достигает чего-то и часть его поглощается, а часть отражается и отраженный свет - это тоже свет, а источник его уже - это поверхность, которая отразила свет. От лампы свет проще, грубее, часто недостаточен, но и он дает удивительные эффекты время от времени. Очень скоро вы поймете как выглядит бытовой свет. Как он смешивается со светом из окна. И даже сможете видеть цветовую температуру света: желтый свет от бытовых ламп и от уличных фонарей, голубоватый из окна.
А потом рано утром осенью вы выйдете из дома, и увидите утренний свет, который пробился через утренний туман, и росу, которая рассыпана жемчугом по траве, и у вас почти остановится сердце от восхищения. И вы поймете, почему у этих фотографов получается такой плотный свет в кадрах. Пейзажи надо снимать рано утром. Или в самом начале закатного момента.
А потом вы будете идти по торговому центру и увидите рябь света из окон, и вам будет все равно что в этой ряби сфотографировать и все равно чем, лишь бы сфотографировать. Хорошо, что у меня есть дочь )))))
А потом вы зайдете в кафе, и не сможете пить чай, пока не снимите этот свет. Хорошо, что у меня есть фотогеничные подруги, которые попадаются под руку иногда очень кстати.
И никаких правил не надо, чтобы научится видеть свет, потому как вы его видите столько сколько живете. Каждый день, между прочим. И если вы это пропускали мимо сознания, представляете что вы еще пропускаете мимо? Но это был риторический вопрос.
Сначала вы будете видеть просто свет, потом опыт насмотренности приведет к выводам, например, что если снимать у окна и выключить весь бытовой свет, то пространство комнаты будет поглощать свет, а если комната белая, то света будет больше, а если в комнате коричневые обои, то тени будут теплыми.
Потом вы увидите как отражаются витрины на асфальте, а потом вы увидите..... Вы много чего увидите. Мало того, вы начнете видеть не только свет. Вы станете видеть больше, и вам будет легче снимать, потому что ваше внимание будет натренировано. Вы станете больше любить жизнь, потому что ваша жизнь наполнится моментами.
А потом вам станет скучно в фотостудиях, и вы начнете откручивать софтбоксы и прикручивать тарелки и рефлекторы. Отражать свет от стен. От зеркал. И ставить перед рефлекторами габо. И вы перестанете бояться планировать фотосессии на улице, потому что вы будете точно понимать, что свет будет в любом случае, а уж какой, какой... да какая разница. Лишь бы был.
А потом вы поймаете себя на мысли, что отслеживание света каждые 30-60 минут не перестает быть интересным. Парадокс. Вы же уже давно наблюдаете за ним, а всё равно интересно. Да. Свет он такой. Интересный. Прошел год, а вы все равно вздрагиваете от неожиданных его проявлений. С ним определенно интересно.
А потом вы, наливая чай из чайника, словите блик на столе, и подумаете, что такой свет очень красив, и вам захочется снять макро, со светом яркого солнца из окна, пропущенного через ваш стеклянный чайник. А потом вы увидите, что внутри фонтана так красиво освещаются статуи, через струи воды. Вот бы снять кого-нибудь через струи водопада. А потом, вы увидите какой бывает свет осенью, через листву, когда солнце уже светит низко, но еще ярко.
А потом, разговаривая с человеком, вы будете следить за освещением на его лице, анализируя блик на его щеке и с трудом держать нить разговора, потому как не сможете понять откуда блик. Откуда же он взялся? Надо же, луч от солнца, бликанул об стекло окна. Бывает же. Красивый какой блик.
Какое самое главное правило (если вы хотите правил) наблюдения за светом? Наблюдать. То есть видеть. Иной раз смотреть будет не на что, но увидеть откуда светит и как обязательно нужно.
Вы можете читать бесконечно много умных и не очень умных статей. Это есть осведомленность, которая почти никак не влияет на Ваши фотографии. Или же вы можете наблюдать за светом, анализируя его. Это это будет опыт, который впрямую будет оказывать влияние на Ваши фотографии и вашу жизнь.
Выбирайте.
Автор: Елена Счастливая
При копировании и перепечатке необходима ссылка на первоисточник.