Работы по ДЗ: 28826 [+0]
Учеников: 3490
Новые ученики: Кислик
Marinavk76
николай герасимов
gerasimovpavel78
Katikalaevna

13.03.2023
Прием оплат закрыт, все ученики, олатившие обучение, могут продолжать обучаться, помня, что обучение не имеет срока давности.  Фотошкола вр...

подробнее

 

 

 

 

 



TIFF или JPEG?


Автор: Павел Косенко

 

На этот раз речь пойдет об очень простом вопросе — в какой формат сканировать? TIFF или JPEG? Тонны литературы на эту тему написано, а все равно: даже опытные и уважаемые люди, включая меня самого (гы), не сразу приходят к оптимальному решению.

У меня до сих пор огромная часть сканированных архивов хранится в TIFF. И вот теперь, с высоты прожитых лет, я спрашиваю себя — нафига? Нафига я трачу столько места? Нафига трачу кучу времени на то, чтобы открывать по сети эти тяжеленные файлы, которые к тому же еле ворочаются в Фотошопе?

Что я получаю взамен этого мучения? Возможно, ответ вас удивит, но от этого он не перестанет быть верным: ни-че-го. С точки зрения фотографа, для которого важно изображение, а не пиксели, мегабайты или биты, формат TIFF файл не дает абсолютно никаких преимуществ.

Но для начала посмотрим, что он отнимает. Итак, сканирую я с максимальным разрешением сканера 4000 dpi (об этом поговорим в другой статье). Файл получается порядка 5950х3950 px, то есть около 22 мегапикселей. В формате 16-битного TIFF он занимает 140 Mb. С какой-нибудь LZW или ZIP-компрессией 135 Mb — практически без экономии, но с заметным увеличением времени сохранения и считывания такого файла.

Предвижу вопрос «это ты сейчас с кем разговаривал?» Сам с собой, конечно. Простите. Возвращаемся к нашим баранам. Итак, 140 Mb х 36 кадров пленки = 5 Gb. Внимание! Пять гигабайт! Одна вшивая пленка тридцать шесть кадров.

Что же будет в случае JPEG? Если сохранять его с максимальным качеством 100%, он будет весить 17 Mb. Помнижим на 36 кадров = 600 Mb.

Итак, в одном углу ринга TIFF весом 140 Mb, в другом JPEG 17 Мб. Кто победит? Что дает нам 8-кратный прирост веса с точки зрения качества картинки? Проведем наглядный эксперимент. Возьмем изначально сканированный TIFF, сохраним его JPEG-версию с качеством 100% и сравним. Картинку возьмем такую, чтобы в ней и градиенты были, и мелкие детали. Например, вот это сумашествие из двух экспозиций:

 

Слева TIFF, справа JPEG. Видите разницу? Нет. И не увидите, конечно, потому что оба уже джипег, да и размерчик мелковат. Окей, увеличим эдак до 500%:

 

 

Слева TIFF, справа JPEG. Видите разницу? Очень сомневаюсь, хотя, конечно, не исключено. И это при 500%-ом увеличении! При таком, при котором никто никогда, включая вас самих, эти файлы смотреть не будет.

И всё же — контрольный выстрел в голову. Наложим JPEG на TIFF в Фотошопе и посмотрим разницу в режиме Difference.

 

 

Там, где разницы нет, цвет будет черным. Там, где она есть, каким-то, отличным от черного.

 

 

Какие цвета видите вы? Как говорил Генри Форд, «Цвет машины может быть любым, при условии, что он черный». Других цветов здесь нет, под каким бы углом и на каком бы мониторе вы не пытались смотреть. На 500%-ом увеличении, где бы вы не елозили по этой картинке, везде будете видеть один единственный, абсолютно черный цвет.

Но все-таки! Должна же быть хоть какая-то визуальная разница между TIFF и JPEG, спросите вы? Иначе какой вообще смысл TIFF? Да, разница есть, отвечу я вам. Но она абсолютно техническая, настолько несущественная, что в реальных условиях вы с ней никогда не столкнетесь. Чтобы ее увидеть, нужно ОЧЕНЬ СИЛЬНО повысить контраст у нашей разницы Difference. Очень сильно — это значит максимально, насколько это вообще возможно. Потому что даже при вот таком невероятно мощном контрасте цвет разницы будет оставаться черным. То есть разница не проявляется и никак не наблюдается:

 

 

 

И только если задрать контраст до такого предела, когда белая и черная точки на инструменте Levels схлопнутся в одну (что абсолютно никогда невозможно в реальной обработке фотографий), только тогда можно увидеть некоторую несущественную разницу, проявляющуюся на уровне естественного шума самого цифрового формата.
 

 

 

 

Итак, в борьбе бобра с ослом побеждает бобро! Конечно, TIFF абсолютно бессмысленен для сканирования и хранения сканов. Намного разумнее делать это в JPEG максимального качества — работать с такими файлами намного быстрее, занимают они на порядок меньше места, а визуальное качество картинки в них абсолютно такое же.

Ну и специально для техноманьяков, которые сейчас в ярости кинутся на меня со криками «не учи людей плохому», «а как же плавность полутонов при обработке и повышении контраста» и все такое. Лично я, в реальной жизни, ни разу не сталкивался с ситуацией, когда эта разница была бы визуально заметной (это теоретически может проявиться в виде «неба лесенкой»), хотя люблю потянуть файлы мама не балуйся и обрабатываю их порой безбожно.

Однако, если вы действительно планируете ОЧЕНЬ сильно обрабатывать файлы — например, очень сильно повышать контраст, очень сильно вытягивать тени и т.п., то тогда 16-бит могут пригодиться. В этом случае лучше сохранять в TIFF. Но с точки зрения фотографии, скорее всего это означает, что она настолько плохо снята изначально, что смысла в её сохранении нет вообще.

И да, конечно, если вы начали обрабатывать файл, то сохранять его уже надо не в JPEG, и не в TIFF, а в PSD. А итоговый файл, в зависимости от назначения, или в JPEG, или уже в TIFF. Например, для печати большого формата (для выставки) можно сохранить в TIFF, чтобы избежать повторного сохранения JPEG -> JPEG. Но честно говоря, даже в таких случаях я сохраняю JPEG, и никакой разницы никогда не замечал (хотя эксперименты с печатью проводил неоднократно).
 

 

Источник: http://pavel-kosenko.livejournal.com/680975.html?view=38422287#t38422287

 

 

Назад в Библиотеку