Новости школы

07.10.2018
  ✓ В Лаборатории Творчества фотошколы очень интересное расписание! ✓ Фотопрокачки и фотовстярски можно проходить паралельно с ...

подробнее

Подпишитесь на новости:

 

 



Куда смотреть, чтобы увидеть цвет?

 

Для того, чтобы научиться снимать хорошие цветные фотографии, прежде всего необходимо научиться видеть и чувствовать цвет, понимать его выразительные свойства. Точно также невозможно играть хорошую музыку, не понимая, что такое хорошая музыка.

Единственный путь научиться отличать хорошее от посредственного – получить достаточный опыт. В музыке это называется «наслушанность», в фотографии «насмотренность». Точно также, как путь музыканта начинается с меломании – пластинок и концертов, путь фотографа начинается со страсти к изобразительному искусству – музеев живописи и выставок фотографий.

Получив достаточный визуальный опыт, мы начинаем иначе относиться к окружающей нас действительности, смотреть на нее другими глазами, искать то, что интересно для нашего личного восприятия. Как Микеланджело, мы «просто берем глыбу мрамора и отсекаем от нее все лишнее».

Мышление цветного фотографа существенно отличается от того, как думает и видит фотограф, снимающий в цвете. Для первого цвет имеет приоритетное значение, второй же готов мириться с недостаточно выразительным, а порой даже с плохим цветом ради сюжета, момента, композиции и других выразительных средств фотографии, вплоть до перевода картинки в ч/б.

Как говорит Гарри Груйер, «Цвет не должен восприниматься как некая добавка к изображению, он должен составлять его суть». На своем недавнем мастер-классе в Москве величайший фотограф-колорист современности продемонстрировал... серию черно-белых фотографий, которую снимал 25 лет. На изумленные вопросы публики он ответил: «Я хотел снять серию про то, как растут мои дочери. Мне были важны их эмоции, а когда я снимаю на цветную пленку, я думаю только о том, какая на них одежда и на фоне каких обоев они стоят».

Если вы испытываете такую же страсть к цвету, как и я, то скорее всего поймете, почему в съемке этого сюжета с молодыми парнями и девицами, купающимися в фонтане, в итоге я снял фотографию... без парней и девиц. Изначально меня действительно привлек формальный повод, и поначалу я честно снимал экшен и мокрые груди. Я понимал, что многие фотографы позавидовали бы этому необычному сюжету, но мне самому получающиеся снимки удовольствия не доставляли. Поэтому я продолжал искать выразительный цвет, мысленно отмечая его в сюжете и постепенно отказываясь от всего лишнего.

1. Первый кадр иллюстрирует взгляд фотографа, просто снимающего в цвете – для нас интерес представляет сюжет, динамика, эмоции главных героев. Несмотря на то, что цвет этого снимка нельзя назвать плохим, в кадре слишком много почти полностью черных и почти полностью белых областей. Сцена слишком контрастна для того, чтобы можно было проявить богатство тональных переходов и цветовых нюансов.
 

 

Безусловно, цвет можно несколько улучшить с помощью хорошей обработки:

 

 

Но этот снимок нисколько бы не потерял (а может быть даже выиграл), если его перевести в ч/б:

 

 

2. На втором снимке я пытаюсь выстроить альтернативную композицию, используя в качестве «заднего плана» самую колористически интересную часть сюжета – дно бассейна сквозь толщу мутной воды. Именно в ней цвет проявляет себя в полной мере: он выразителен, гармоничен и вариативен (в живописи для этого используется слово «валёр»).

 

 

3. Отсняв множество вариаций этого динамического сюжета, я делаю еще более смелый шаг, и... отказываюсь, собственно, от самого сюжета. Отхожу в сторону и снимаю только цвет, создавая тем самым абстрактную колористическую композицию и новый (не существующий при первом взгляде на сцену) цветной сюжет. Именно эта фотография остается в моем портфолио.

 

 

Я не считаю этот снимок гениальным и не призываю вас давать оценку приведенным фотографиям – они вполне могут нравиться или не нравиться. Я лишь демонстрирую (в некоторой степени по-ученически гротескно) сам принцип цветового мышления. Цветная фотография начинается не с обработки в Фотошопе, а с поиска цветного сюжета, фотографического видения. Которое, в свою очередь, формируется на основе визуального опыта и понимания колористических традиций в фотографии и живописи. И закрепляется внутренними творческими приоритетами автора.

 

Автор: Павел Косенко

Источник: http://pavel-kosenko.livejournal.com/618867.html

 

 

Назад в Библиотеку