Кристиан Койни (Christian Coigny)
Композиционный разбор работы мастера, как дополнительный материал к этапу №5 основной программы фотообучения, посвященный композиции.
Данный разбор - плод совместной работы учеников фотошколы и Елены Счастливой.
Ники учеников, принимавших участие в написании рецензии по разбору композиции данного кадра: Юля Трикашная, Наталья Сидорова, Рина, Инна Шебаршина, Эльвира, Оксана, Маргарита, Ольга Зарицкая, Клеома, Jelena, Светлана007, Юлия28.
Ветка на форуме, где ученики фотошколы разбирали этот снимок (просмотр доступен только ученикам фотошколы): http://photohappy.ru/forum/viewtopic.php?f=83&t=7539
Сначала взгляд падает на рисунок теней. Потом резкое осознание, что это лишь тень, и в этот момент замечаешь сами цветы. После этого третий смысловой центр - разбросанные лепестки.
Эта изысканная неправильность, когда тень выходит на первый план, заставляет возвращаться к этому снимку еще и еще.
Кадр композиционно делится на две половины, одна часть - это мир теней, другая часть - реальность. Понятно, что справа реальность - слева "зазеркалье". Но возникает иллюзия, что все наоборот, и уже не понятно, чьи лепестки на полу, тени или живых цветов.
Наличие тени стула в левой части и отсутствие его в "реальной" правой части только усиливает эту иллюзию. Ракурс выбран таким образом, что обе части становятся равнозначными, каждая из них живет своей жизнью и в то же время дополняет другую, раскрывая новые детали. Лепестки складываются в дорожку, соединяющую эти два мира. Тень настолько жива и реальна, что кажется лепестки осыпаются с того букета, который является тенью.
Главной героиней снимка является тень и все композиционные приёмы нацелены именно на неё.
Тень занимает большую часть кадра, она расположена слева, поэтому взгляд, первым делом падает на неё. Взгляд идёт в глубь фотографии, изучает причудливые тени на стене и лишь потом по дорожке из опавших лепестков переходит на передний план и находит предметы, которые образуют эти тени. Но не все! На переднем плане нет стула, он спрятан от взгляда зрителя. И это привносит загадочность снимку, является его изюминкой.
Очень интересное решение автора равномерно распределить лепестки по полу между настоящим букетом и его тенью. Эти лепестки, вместе с полосками света на полу, являются связующим звеном между реальным миром и миром теней. Лепестков на полу много, а цветы в вазе почти все целые, поэтому кажется, что они опадали с двух букетов одновременно.
На фотографии очень мало "действующих лиц" - предметов: стол, букет в вазе и лепестки, но снимок не кажется пустым, он наполнен содержанием. Всё решает изумительный свет из окна! Он наполняет снимок ритмами, даёт глубину, перспективу, выявляет фактуру, тени, привносит особое настроение, очарование, загадочность.
Интересный эффект в восприятии кадра, мы обнаружим, если отразим снимок по горизонтали:
Восприятие очень сильно изменилось. В зеркальном снимке взгляд сразу же упирается в стол, в вазу с цветами на фоне чёрной стены и "застревает на ней". Теряется глубина и лёгкость. Казалось бы, такая мелочь! А эффект поразительный! Вот на таких примерах отчётливо понимаешь, что в искусстве построения композиции не бывает мелочей и случайностей, всё продуманно и выверено, для работы на идею и гармонию кадра!
Назад