Как фотографу научиться восприятию цвета?
Интервью с Павлом Косенко
Павел, как начинало складываться у вас видение цвета?
Мне кажется, это внутренняя потребность. У кого-то она есть, у кого-то нет. Я давно заметил, что многим людям не так уж важны цветовые нюансы при разглядывании фотографий или картин. Там, где один зритель восторгается, другой пожимает плечами – «цвет как цвет». И наоборот: от неприятия у одного аж мурашки по коже, другой же никакой дисгармонии не видит и не ощущает.
Видение цвета – это такая штука, которая постоянно развивается и видоизменяется. Детям обычно нравятся сверх-насыщенные цвета, именно поэтому игрушки и детскую одежду часто раскрашивают яркими красками. Но чем взрослее становится человек, тем больше цветовых нюансов он различает, тем чаще он отдает предпочтение сдержанным, но лучше сочетаемым и более вариативным оттенкам.
У большинства людей процесс «цветового взросления» останавливается на определенном, примерно одинаковом для среднего человека уровне. Именно на этот уровень ориентирована легкая (и другая) промышленность: одежда, автомобили и т.д. А также фотография и кино.
Вместе с тем существует некоторое (по моим наблюдениям, не очень большое) количество людей, которые испытывают постоянную потребность в развитии своего цветового восприятия. Такие люди гораздо более требовательны к нюансам цвета.
На определенном этапе восприятие цвета переходит из количественного на качественный уровень: сначала ты различаешь все больше и больше оттенков, а через некоторое время они сливаются в единый градиент, который сам по себе является источником эстетического удовольствия. Форма дополняет содержание, влияет на его формирование или даже сама по себе становится содержанием – эмоциональным, чувственным, спиритуальным. Это называется выразительным цветом (цвет, который что-либо выражает).
Людям, склонным к подобному восприятию, недостаточно стандартных цветовых решений. Сознательно или подсознательно они отдают предпочтение более тонким цветовым сочетаниям – в одежде, кино, живописи, фотографии. Цвет играет для них существенную, часто принципиальную (хотя и не единственную) роль.
Чувство цвета, его видение можно развить в любом человеке. Вопрос только в том, испытывает ли он в этом потребность или нет. Ни то ни другое не является чем-то плохим или хорошим. Просто кому-то это нужно, а кому-то нет.
Что помогло вам развить это видение?
Кино. Например, «Любовное настроение» Вонга Карвая я пересматривал раз 10, и честно говоря, смутно помню содержание (только общую сюжетную линию). Зато эмоциональное состояние, переданное в том числе с помощью цвета – бесценный источник вдохновения для цветного фотографа.
Живопись. Перед некоторыми картинами Коровина или Моне я могу стоять часами, а полотна Тёрнера мне снятся уже много лет. В каждом городе, где я бываю, стараюсь по возможности заглянуть в местные музеи – будь то «Русский музей» в Санкт-Петербурге или Prado в Мадриде.
Конечно, фотография. Меня вдохновляют Гарри Груйер, Георгий Пинхасов, Алекс Уэбб, Дэвид Алан Харви, Анзор Бухарский, Сергей Максимишин и многие другие цветные фотографы. Ежедневно я трачу довольно много времени на то, чтобы смотреть хорошие фотографии – в первую очередь в интернете, а также, безусловно на выставках и в покупных фотоальбомах.
Видение цвета развивает только визуальный опыт.
Какие навыки нужны фотографу, чтобы в тот самый момент заметить и передать на фотографии игру цвета?
На мой взгляд, задача цветного фотографа не в том, чтобы случайно заметить игру цвета, а в том, чтобы целенаправленно ее искать и/или создавать.
Гарри Груйер, один из самых известных в мире фотографов-колористов, в течение двух десятков лет снимал черно-белую серию о двух своих дочерях. Когда его спросили – почему вы, цветной фотограф от самых пяток и до кончиков ушей, сняли эту невероятно выразительную серию в ч/б, он ответил: когда я снимаю на цветную пленку, я думаю только о том, какого цвета одежда у моих дочерей и на фоне какого цвета штор я их снимаю. В данном же случае я хотел снимать эмоции в чистом виде, поэтому осознанно отказался от цвета.
Это пример цветного мышления. Конечно, это не единственный подход, но если вы хотите сделать хорошую цветную фотографию, приоритет цвета обычно очень высокий.
Есть ли особые условия, при которых можно получить более высокую «цветность»?
Только видение цвета – собственно то, о чем мы говорили выше.
Зависит ли успех колористической фотографии от времени суток?
Начинающие цветные фотографы часто оказываются в кругу стереотипов о так называемом «режимном» (рассветном и предзакатном) свете. Конечно, такой свет всегда интересен, и упускать возможности с ним поэкспериментировать не стоит.
Однако, самые выразительные цветовые решения обычно находятся как раз не в «классическом» освещении, а наоборот – в том, при котором на первый взгляд, порой даже и камеру доставать не хочется: жесткое полуденное солнце, ночное освещение уличных фонарей, просеянный сквозь цветные витражи, отраженный, окрашенный фарами автомобилей свет и т.п.
Снимать можно в любое время суток, и чем меньше у вас будет стереотипов по этому поводу, тем больше шансов сделать действительно выразительную цветную фотографию.
Сейчас еще лето, высокое дневное солнце и жесткий свет. Принято считать, что в такую погоду ничего хорошего не снимешь. Это правда?
Конечно, нет. Я могу показать много примеров интересных цветовых фотографий, сделанных при жестком дневном свете – и классических, и из своей практики. Но лучше, если каждый фотограф, который интересуется цветом, найдет и проанализирует такие примеры сам. Начать можно, например, с изучения сайта www.magnumphotos.com.
На что нужно обратить внимание фотографу в условиях жесткого света, чтобы получить интересную по цвету фотографию?
В любом жанре фотографии обращать внимание нужно в первую очередь на свои ощущения и чувства. Чем меньше логики при съемке, чем больше открыты к восприятию мира ваши «чакры», тем выше шансы получить (часто неожиданно для самого себя) хороший снимок.
Знаете ли вы фотографов, которые по стилю не совсем похожи на колористов, но, тем не менее, хорошо работают с цветом?
На мой взгляд, хороший пример такого фотографа, это Сергей Максимишин. На своих мастер-классах он утверждает, что художественная (и, в том числе, колористическая) составляющая в фотографии для него имеет вторичное значение. Мол, самое главное, это осмысленный сюжет, репортажная линия, композиция и т.д., а всякие «арт-изыски» ему не близки.
И действительно, Сергей – замечательный репортажный фотограф, один из лучших на пост-советском пространстве. Но, будучи великим (я считаю, это именно так), он вполне может позволить себе говорить одно, а делать другое. При всех прочих достоинствах, его фотографии невероятно красивы по цвету. Он истинный мастер цвета (и, конечно, репортажа).
Что вы могли бы посоветовать человеку, которого увлекла тема цвета в фотографии, но он не знает с чего начать?
Начинать всегда надо с музеев. Самое главное в визуальных искусствах – это визуальный опыт.