Люсьен Эрве
Композиционный разбор работы мастера, как дополнительный материал к этапу №5 основной программы фотообучения, посвященный композиции.
Данный разбор - плод совместной работы учеников фотошколы и Елены Счастливой.
Ники учеников, принимавших участие в написании рецензии по разбору композиции данного кадра: Юлия28, Клеома, Инна Шебаршина, Оксана, Маргарита, Елена Булыгина.
Ветка на форуме, где ученики фотошколы разбирали этот снимок (просмотр доступен только ученикам фотошколы): http://photohappy.ru/forum/viewtopic.php?f=79&t=7699
Гениальный кадр. Геометрия в геометрии. Крыша строения в виде треугольника создает рамку для фотографии, внутри фото мы видим разнообразие прямоугольных форм: квадраты, прямоугольники... Но это не главные объекты. Здесь два главных объекта - бегущая девочка и ее тень, снятые в различное время. Т.е. снимок напоминает прошлое и настоящее. Также признаками этого являются и две фигуры напротив девочки - и можно подумать, что это тоже один и тот же герой, снятый в разное время. Снимок как бы сложен из двух экспозиций. Сложнее решить, что здесь прошлое, а что настоящее. Тень девочки несет в себе тревогу, печаль. В реальности девочка полна энергии, жизнерадостна. Она бежит навстречу зрителям, и мозаика из окон тоже напоминает неодушевленных зрителей. Если смотреть нижнюю часть фотографии, то складывается ощущение легкости и радости. А если глянуть на верх, то порождается тревога, грусть. Поза тени ребенка дает ощущение, что вслед за ней сейчас покажется дуло автомата вместе с солдатом. Очень двоякое отношение вызывает фотография.
Отмечается иллюзия, как-будто тень девочки на стене находится тоже под этим козырьком. И что впереди у тени отраженные на стекле двери ступеньки (синим), по которым ей предстоит подниматься. Прямая, созданная границей света и тени (желтым) создает иллюзию дороги,по которой эта тень девочки идет. Тень оживает в этой фотографии! Вертикали и горизонтали, квадраты и прямоугольники играют на идею контраста неживой архитектуры и живых детей (тень девочки на стене в том числе), т.е. еще одно подчеркивание "живости", настоящности этой тени. Ч/б цвета тоже играют на стирание разницы между тенью и живыми детьми.
Если убрать этот навес с треугольной крышей и его отражение, картинка была бы плоской.
Треугольник, включающий в себя тень девочки на стене, бегущую девочку и детей на заднем плане, дает взгляду скользить по всему кадру.
Снимок привлекает свой графичностью.
Ритмы всевозможных квадратов и прямоугольников, больших и малых упорядочивают кадр. Люди оживляют снимок, а бегущая девочка и тень движущейся девочки придают динамики. Темная область с резкими границами ограничивает кадр сверху, а колонны справа обозначают правую границу кадра. Кадр ассиметричный, что делает его интересным и в то же время вызывает какой-то дискомфорт. Взгляд идет по кругу: от тени к мальчишкам на крыше и вниз к бегущей девочке. Мозг понимает, что тень не может быть от этой девочки, так как свет на нее не падает и взгляд начинает искать другую девочку, но не находит...
Контраст темного переднего плана и светлого среднего и заднего плана придает глубины снимку.