Ирвинг Пенн
Композиционный разбор работы мастера, как дополнительный материал к этапу №5 основной программы фотообучения, посвященный композиции.
Данный разбор - плод совместной работы учеников фотошколы и Елены Счастливой.
Ники учеников, принимавших участие в написании рецензии по разбору композиции данного кадра: Клеома, Светлана007, Оксана, Ольга Никель, Юлия28.
Ветка на форуме, где ученики фотошколы разбирали этот снимок (просмотр доступен только ученикам фотошколы): http://photohappy.ru/forum/viewtopic.php?f=79&t=7782
История создания кадра:
Среди работ фотографа нет случайных и безыдейных, для каждой он выдумывал сценарий, модели превращались в актеров и играли роли. Он, не торопясь, часами мог выжидать момент, и только когда был уверен, ловким движением нажимал на кнопку «спуск». Многие его работы выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в музее Метрополитен.
Воспоминания модели Джин Пэтчетт: «Мы пролетели 32 сотни миль. Добрались до места и просидели там без дела целую неделю. И все это время мистер Пенн к своей камере даже не притронулся. Я начинала беспокоиться. Каждый день я вставала, готовилась к съемке, а он ничего не снимал. В конце концов, помню, мы забрели в маленькое кафе. Напротив меня сидел какой-то парень. Настроение было ужасное. Очень хотелось послать все подальше, поехать домой, и я сунула в рот жемчуг, сняла туфли — ноги ныли от бесконечной ходьбы.
И вдруг Пенн крикнул: «Стоп! Снимаю!» Так в 1949 году на свет появилась одна из лучших работ Ирвина Пенна «Cafe in Lima».
Разбор:
Запоминающаяся фотография! И известная история с ней, но все равно цепляет. И очень легко понять что именно цепляет - быть собой. Модель расслаблена и взгляд, и поза, и каждая деталь работают именно на это состояние - здесь она такая, какая есть.
Два зеркала, два стула, два человека в кадре, орнамент пола, рисунок плитки и ткани костюма, полукруги шляпы, бус, выреза платья, бутылка и серьги - все это сопутствующие атрибуты, создающие динамику в кадре своими горизонталями и вертикалями. Но больше всего в этих линиях впечатляет параллельность линий шляпы - руки и туфлей. Они как-бы создают границы, не выпускающие именно эмоцию ожидания, состояние модели из зоны нашего внимания.
Наверное, умение выхватить естество человека - в этом ценность не только этого кадра, но и фотографии вообще.
Удачно сочетаются круглые формы шляпы, стола, стульев. Взгляд движется от лица женщины, к ее ногам затем к мужчине и опять возвращается к женщине. Благодаря зеркалам и отражению в них, кадр выглядит объемным.
ЧБ позволяет сконцентрироваться на главной героине снимка.
Застывшая поза модели имеет форму знака > Выражая при этом конфликт внутри себя - ноги и голова тянуться вперед (как будто стремятся к желаемому), но что-то ее останавливает (какой-то принцип перед собеседником). И бутылка играет роль барьера между мужчиной и женщиной. Светлая и темная одежда людей также подчеркивает противоположность их полюсов.
Взгляд мужчины обращен на лицо женщины, а вот взгляд женщины устремлен в прошлое, мимо лица мужчины. Взгляды спотыкаются о вертикаль бутылки. Это зеленые отметки на снимке. Руки в кадре очень честные и жизненные, сложны в жесты, которые ярко и точно описывают эмоции (синие круги в кадре). И для гурманов: оранжевыми галочками отмечены ридикюль и узор на плитке, которые сочетаются лучше некуда. А поза модели как застывший вопрос выглядит великолепно.