Работы по ДЗ: 28826 [+0]
Учеников: 3490
Новые ученики: Кислик
Marinavk76
николай герасимов
gerasimovpavel78
Katikalaevna

13.03.2023
Прием оплат закрыт, все ученики, олатившие обучение, могут продолжать обучаться, помня, что обучение не имеет срока давности.  Фотошкола вр...

подробнее

 

 

 

 

 



Фотографирование в условиях низкой освещенности. Применение подсветки малогабаритными вспышками с автономным питанием.

С условиями освещенности, не позволяющими фотографировать с достаточно короткими выдержками, приходится сталкиваться достаточно часто. Особенно в связи с тем, что нашим фотографам все еще мало недоступны цветные пленки чувствительностью более 400 ISO. Съемка в помещениях, на узких городских улицах и в лесу становятся нередко затруднительной даже в солнечную погоду, особенно при работе со среднеформатной аппаратурой. Действительно, фотографирование без каких-либо ограничений возможно лишь в том случае, если можно установить выдержку не длиннее 1/60 - 1/125 сек., а отверстие диафрагмы не более 8 для малоформатной и 16 - 22 для среднеформатной оптики. При использовании пленки 50 ISO это возможно только в полдень на солнечном открытом месте. В других случаях появляется угроза либо получить "смазанный" снимок, либо жертвовать глубиной резко изображаемого пространства. Тем не менее есть несколько возможных путей решения данной проблемы, наиболее реальные из которых будут рассмотрены ниже.

Использование пленок высокой светочувствительности.

Это наиболее прямой путь. Известно, что чувствительность современных цветных фотопленок уже достигла 1600 ISO, черно-белых -3200 ISO. Причем за счет специальных процессов обработки (удлинения первого проявления в случае цветных пленок) светочувствительность может быть дополнительно увеличена в 2 - 4 раза. Это сопровождается некоторым повышением контрастности и зернистости изображения, что во многих случаях незаметно, а для некоторых сюжетов даже является желательным. Применительно к черно-белым пленкам возможности специального проявления оказываются еще большими. При использовании разбавленных фенидон- гидрохиноновых проявителей светочувствительность может быть увеличена в 8 и даже более раз, в зависимости от типа пленки. Причем большая светочувствительность может быть достигнута без ощутимого роста зернистости и сужения фотографической широты.

Использование возможностей оптики

Светосила объектива уже достигла единицы, имеются модели, где наибольшее относительное отверстие составляет 0,5 - 0,7. Но использование таких значений диафрагмы не может являться панацеей, поскольку даже если современные техника и технология позволяют реализовать достаточную разрешающую способность оптики при больших диафрагмах, то глубина резко изображаемого пространства по-прежнему определяется только фокусным расстоянием объектива и действующей диафрагмой. В связи с этим применение малоформатной аппаратуры в большинстве случаев оказывается предпочтительным. Кроме того, если только это позволяет композиция снимка, целесообразно применять широкоугольные объективы. Это позволяет избежать получения шевеленных снимков при съемке с рук на выдержках 1/15 - 1/8 сек. и даже более длительных. При съемке с большими отверстиями диафрагмы необходимо помнить о том, что глубина резко изображаемого пространства становится минимальной; в таком случае лучше снимать в ситуациях, когда все объекты находятся на одинаковом расстоянии от фотоаппарата (например, в зоне "бесконечности"). Использование электронно-оптических усилителей света позволит фотографировать (правда, только на черно-белую пленку) с моментальными выдержками и средними значениями диафрагмы даже при свете луны и звезд. Ограничение заключается только в том, что эта техника имеет невысокую разрешающую способность и с точки зрения цены не для всех доступна.

Использование длительных выдержек.

Фотографирование с выдержками более секунды, как правило, применимо только для неподвижных объектов и при условии жесткой фиксации камеры на штативе или с помощью иных заменяющих его приспособлений. Таким образом, когда все (или, по крайней мере, основные) объекты съемки неподвижны и под рукой есть надежный штатив, то проблемы недостаточной освещенности не существует. Необходимо лишь при определении выдержки учитывать эффект несовместимости экспозиций, реально проявляющийся в этих случаях. Как правило, выдержка требует двойного увеличения, если определенная величина ее находится в пределах 5 - 30 сек., и увеличения вчетверо, когда счет идет на минуты. Это может несколько отличаться для разных типов пленки; кроме того, многие цветные фотопленки лишь условно применимы для работы в таком диапазоне выдержек, поскольку могут обнаруживать разбаланс. Видимо, отдельной темой может являться обсуждение возможностей съемки с выдержками до секунды. Тут и навыки удержания камеры в руках и нажимания на спуск, съемка с "проводкой", конструктивные особенности различных механизмов затвора и подъема зеркала, использование нагрудного штатива и подручных средств. Имеется опыт получения резких снимков при съемке с рук при выдержке 2 секунды (объектив 35 мм, центральный затвор). Но даже при значительной вибрации ламельного затвора можно получить безупречные снимки при выдержке 1 сек. и объективе 20 мм. В заключение разговора о длительных выдержках, видимо, необходима оговорка, что отсутствие на снимке всякого шевеления не должно быть догмой. Известны интереснейшие изображения движущихся объектов съемки а также объектов, являющихся источником света. В некоторых случаях самой камере придают некоторое движение либо вращение вокруг оптической оси перед самым нажатием на спуск. Важно лишь, чтобы результат был оправдан с точки зрения творчества, а не являлся лишь свидетельством низкой чувствительности пленки и неумения фотографа.

Экспонометрия в условиях очень низкой освещенности.

Большинство современных экспонометрических устройств оказываются неработоспособными, когда освещенность оказывается ниже некоторого предела, свойственного данной модели. Как правило, это уровень освещенности на ночных улицах с зажженными фонарями. Это может приводить к печальной ситуации, когда придется потратить время и лишние кадры на пробную съемку. Существуют экспонометры с очень низким пределом чувствительности, а также устройства, в которых реализован принцип визуального сравнения яркостей. Их применение ограничено уровнями, близкими к нижним пределам световой чувствительности глаза. Разумеется, точность таких приборов с уменьшением яркости также снижается, что вынуждает делать ряд пробных снимков с разными экспозициями. Безупречные результаты могут быть получены при использовании шкально- дальномерных камер с электронным затвором и измерением непосредственно в момент открытия затвора. Из отечественной фотоаппаратуры к этой группе принадлежат ранее выпускавшиеся модели типа "Электра-112", "Силуэт-Автомат", "Ломо-Компакт" и "Киев-35А". Они с достаточной точностью автоматически отрабатывают выдержки намного длительнее, чем указанные в паспорте 8 секунд. Причем, для пленок высокой чувствительности, это соответствует яркостям в 15 - 30 раз ниже предельных для все еще популярных экспонометров "Свердловск". Если же предполагается фотографирование другой аппаратурой, то такая камера (незаряженная пленкой) может в некоторых случаях справиться с ролью экспонометра. Отсчет выдержки можно произвести, установив наибольшую чувствительность и диафрагму, а затем пересчитать ее к реальным условиям съемки. Возможно, потребуется дополнительная коррекция этой выдержки, если в поле измерения находились яркие источники света, а также в силу действия закона несовместимости.

Использование малогабаритных вспышек. Случай полного освещения импульсным светом.

В настоящее время малогабаритные вспышки с автономным питанием получили очень широкое распространение, сделавшись даже составной частью большинства любительских фотокамер. Ведь часто намного проще и надежнее применить искусственное освещение, чем чрезмерно усложнять аппаратуру, не обеспечивая при этом гарантии качества при неумелом обращении с ней. Существует две разновидности конструктивно различающихся вспышек: с постоянной энергией светового импульса и автоматические. У последних энергия светового импульса может изменяться в зависимости от интенсивности света, отражаемого в сторону камеры с установленной на ней вспышкой. При этом в определенных пределах должен происходить учет расстояния до объекта съемки и его отражательная способность. Существуют автоматические вспышки, использующие фотодатчик внутри камеры для измерения света, отраженного пленкой, а также кольцевые вспышки для макросъемки, одеваемые на объектив подобно бленде (используют всегда внутреннее измерение). Вспышки последнего типа интересны также тем, что создают практически бестеневое освещение. Есть модели фотовспышек с двумя излучателями, один из которых при съемке обычно направляют в потолок или на стену для создания заполняющего освещения; другой излучатель, меньшей мощности, всегда направлен вперед. При использовании неавтоматических вспышек изменение расстояния до объекта съемки компенсируется с помощью диафрагмы. Как правило, в простейшем случае имеющийся при съемке свет в расчет не принимается и используется максимальная скорость затвора, при которой кадровое окно открывается полностью. Использование вспышки, встроенной в фотоаппарат или же установленной близко к камере, в качестве единственного источника света всегда обнаруживает себя на снимке. Подобное освещение совершенно не соответствует наблюдаемому в реальности. Прежде всего, в силу малой излучающей поверхности ("точечный источник света") возникают резкие тени. Минимизировать их можно укрепив на вспышке отражательный экран, а также расположив вспышку максимально близко к объективу (предельный вариант - использование кольцевых ламп на объективе). Во-вторых, действие закона обратных квадратов освещенности приводит к появлению на снимке эффекта "фары", когда главный объект оказывается в большинстве случаев изображен на черном фоне с едва различимыми деталями. При использовании автоматики, из-за оценки яркости в среднем для кадра, в таком случае возникает сильная передержка переднего плана наряду с недодержкой заднего. Происходит это из-за быстрого падения освещенности с увеличением расстояния: объекты, расположенные в два раза дальше от источника света, освещены в четыре раза слабее. Поэтому многоплановая картина, освещаемая вспышкой, как правило не укладывается в пределы фотографической широты. Проблему эту можно решить только путем внесения композиционных ограничений: съемкой только одноплановых, плоских композиций, когда все объекты и фон расположены на приблизительно одинаковом расстоянии от фотовспышки. Разумеется, возможно применение удлинителя синхрошнура и независимая установка вспышки в некоторой точке, когда разноудаленные объекты окажутся одинаково освещены боковым освещением. Возможно также использовать системы из нескольких синхронизированных осветителей, но такое решение уже выходит за рамки данной публикации.

Использование вспышки для пропорциональной подсветки.

Пропорциональная подсветка предполагает совместное использование для фотографирования искусственного освещения вспышки и имеющегося в распоряжении света, который может быть как естественным, так и искусственным (лампы накаливания, люминесцентные лампы). В этом случае удается решить проблему освещения удаленных задних планов, устранения искажений цвета (если имеющийся при съемке свет не соответствует балансу пленки). Можно также снизить контраст за счет подсветки теневых участков, особенно при съемке в контровом свете. Данный режим работы выбран в качестве основного в камерах Полароид, где фотографическая широта используемых материалов крайне невелика. Наконец, возможно получение эффектных снимков, когда съемка ведется на цветную пленку и при этом на излучатель вспышки надеваются цветные фильтры. Режим пропорциональной подсветки предполагает выбор при съемке такого сочетания диафрагмы и выдержки, чтобы кадр был правильно экспонирован в результате суммирования в определенной пропорции света вспышки и имеющегося. Выбор пропорции является делом вкуса и желаемого характера изображения. Как правило, если экспозиция за счет вспышки равна или превосходит другое освещение, то на снимке использование вспышки (резкое и плоское освещение) совершенно очевидно. Диапазон от 1:2 до 1:4 является случаем деликатного сочетания. Например, в уже упоминавшихся камерах Полароид автоматически реализуется энергия подсветки 1:3. Наконец, при соотношении 1:8 и далее свет вспышки практически не вносит изменений в кадр. Помочь в выборе необходимого сочетания выдержки и диафрагмы должна помочь следующая таблица.

Порядок работы следующий. В зависимости от желаемой пропорции прежде всего корректируется определенная в зависимости от светочувствительности пленки и расстояния диафрагма. Автоматическую вспышку при этом необходимо использовать в ручном режиме. Затем в экспонометр или автоматику камеры вводится коррекция (новое значение светочувствительности) и определяется выдержка именно для скорректированного значения диафрагмы. Необходимо учесть, что определенная таким путем выдержка может составить несколько секунд, если освещение слабое, а энергия вспышки слишком велика. Поэтому лучше использовать вспышку с минимальной энергией (10 - 20 Дж), но в принципе этот факт не должен сильно смущать. даже при фотографировании с рук снимок будет производить впечатление резкого за счет остановки импульсом вспышки. Присутствие в кадре полупрозрачных "призраков" движущихся объектов только создаст любопытный эффект. Немного отличается определение выдержки при работе с упоминавшимися уже камерами с электронным затвором (кроме "Ломо-Компакт" и других компакт-камер с комбинированным затвором-диафрагмой, применимых только для полного освещения). При экспонировании в пропорциях от 1:1 до 1:8 и далее корректировать вводимое значение светочувствительности не нужно. Дело в том, что вклад импульса вспышки в общую экспозицию учитывается автоматикой этих камер и они сами определяют время дополнительного открытия затвора по завершении вспышки. Таким образом, подобная аппаратура несмотря на всю примитивность своего устройства оказывается очень удобной, когда съемка с пропорциональной подсветкой является основным режимом работы.

© Михаил Гарус, 1992

www.garous.com

статья предоставлена с любезного разрешения автора специально для фото-школы Е. Счастливой http://garous.com/articles/minlight.htm

 

 

Назад в Библиотеку