Alex Webb
Композиционный разбор известной работы мастера, как дополнительный материал к этапу №5 основной программы фотообучения, посвященный композиции.
Данный разбор - плод совместной работы учеников фотошколы и Елены Счастливой.
Ники учеников, принимавших участие в написании рецензиции по разбору композиции данного кадра: Lubov Top, Наталья Е, Оксана, Анна Вог, Ольга Маковецкая.
Ветка на форуме, где ученики фотошколы разбирали этот снимок (просмотр доступен только ученикам фотошколы): http://photohappy.ru/forum/viewtopic.php?f=79&t=8665
Одна из тех фотографий, которые действуют в обход головы и сознания, бьют прямо в сердце.
Конечно, главные герои фотографии - это две мужские фигуры и то, что между ними происходит. Пятно их присутствия выделено светом, и к этому пятну устремляется взгляд по "ступенькам" и полосам перил. Их линии, напоминающие стрелы, так настойчивы, что у взгляда нет шансов соскользнуть в сторону.
Этот кадр ещё и является образчиком возможных проявлений симметрии. Центральная осевая, зеркальная поворотная, симметрия переноса, на основе которой построено главное изображение. Оси симметрий пересекают снимок в разных направлениях и создают ритм статичных объектов. В этот же ритм включены два главных световых пятна, и здесь случается нарушение: в одном из пятен - люди, в другом - тени перил. Кадр почти монохромный. Ритмичные цветовые акценты расположены по нисходящей диагонали. Цветность при явном тяготении к ч/б и левый верхний угол, в котором существует уже иная история, выводящая повествование за рамки основного.
Слишком силен контраст черного и белого. Линии перил складываются в молнии, которые бьют своими стрелами над головами мужчин. Не видно лиц, но тем красноречивее жесты - закрытая поза одного и напряженная, до степени разряда тех самых молний, поза другого, вся энергия которого сконцентрирована в жесте кистей почти прижатых к телу рук. Только присмотревшись, я поняла, как расположено пространство, что мужчины стоят внизу. Сначала же ощущение, что "лестница" из теней решетки ведет вверх. И это противоречие движения вверх и движения вниз, общее ощущение ломаного пространства добавляет конфликтности кадру. Неоднозначность снимка подтверждает и тот факт, что вся композиция построена на числе "два": светлое и темное, снимок разделен на две равные половины, двое мужчин, двое перил, две стороны крыш.
То, что двое мужчин, это центр композиции, не возникает сомнений. Они обрамлены в естественную рамку лестничного спуска и это концентрирует внимание на них. Но благодаря включению в композицию ритма ступенек, а точнее ритма перил, который так гармонично сыграл партию ритма ступенек, мы как бы спускаемся взглядом по этим ступенькам, и... останавливаемся перед первой темной преградой, которая и не пускает нас идти дальше. При попытке иначе кадрировать этот снимок, возникает точное ощущение, что кадр теряет свою идею и смысл.