Новости школы

07.10.2018
  ✓ В Лаборатории Творчества фотошколы очень интересное расписание! ✓ Фотопрокачки и фотовстярски можно проходить паралельно с ...

подробнее

Подпишитесь на новости:

 

 



Объективы, полное руководство

Самая важная часть фотоаппарата – объектив. Именно он имеет определяющее значение для каче- ства наших фотографий. Хороший объектив, надетый на полупрофессиональную камеру, даст лучший ре- зультат, чем плохой объектив на профессиональной камере.


Текст: Елена Счастливая
Фото: Олеся Куприн
Иллюстрации: Анна Лиепина

 

 

Объектив в фото-графии первичен. Это глаз фотоаппарата и оптический прибор, проецирующий на пленку или матрицу световое изображение фотографируемого объекта. Простая собирательная линза (увеличительное стекло) в объективе типа «монокль» дает расплывчатое нерезкое изображение. Поэтому объективы, которые сейчас применяются в фотографии, обычно представляют собой сочетание нескольких (от 3 до 15) линз, работающих как собиратель лучей и увеличитель изобра- жения. Линзы в объективе подвижны – передвигаясь, они обеспечивают нам резкость в кадре, а также приближение и удаление в зум-объективах.

 

Объективы различают:

  • по фокусному расстоянию (ФР) и углу поля зрения,
  • по светосиле,
  • по уровню и характеру оптических искажений и разрешающей способности (оценивается по количеству воспроизводимых штрихов на 1 мм изображения),
  • по типу байонета (например, объектив для Canon не подой- дет для Nikon, и наоборот).

 

Чем больше увеличение, тем уже градус зрения. А чем уже градус зрения у объектива, тем он «дальнофокуснее», если можно так выразиться. И наоборот, чем шире градус зрения, тем больше объектив стремится к «рыбьему глазу» и имеет меньшее увеличение. Если вы снимаете в помещении, то удобнее пользоваться объективом с фокусным расстоянием от 25 до 50 мм, а для большого приближения нужен объектив, например, с ФР = 100 мм. Фуд-фотографы приветствуют макрообъективы с фокусным расстоянием от 60 до 100 мм, которые дают наилучшую детализацию. Макрообъективы – это объективы с фиксированным фокусным расстоянием, которые позволяют находиться достаточно близко к снимаемому объекту и очень хорошо передают резкость в кадре. Любители съемки животных в их естественной среде обитания используют объективы с ФР от 300 мм и выше. А фотографы-пейзажисты имеют в своем арсенале объективы с ФР от 12 до 30 мм, дающие возможность снять пейзаж целиком и выделить передний план, сделав его как бы выпуклым.

 

У каждого объектива есть минимальная дистанция фокусировки. Ее можно найти в Интернете, введя в окошко поисковика название объектива. Например, если минимальная дистанция фокусировки объектива равна 45 см, то объекты, расположенные к нему ближе, чем на 45 см, будут вне зоны резкости. И как бы нам ни хотелось снять что-то ближе, это будет невозможно. Выход заключается в переходном макрокольце, которое надевается на байонет между фотоаппаратом и объективом и дает возможность снимать объекты, расположенные близко к камере. Для разных фотоаппаратов существуют разные кольца, позволяющие или не позволяющие сохра- нять электронное управление объективом в зависимости от их конструкции. Простой поиск по словосочетанию «пе- реходное макрокольцо» для вашего фотоаппарата даст вам необходимую информацию. 

 

ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ

Фокусное расстояние определяется как расстояние в мм между центром объектива и точкой четкой фокусировки на поверхности пленки или сенсора матрицы, когда объектив сфокусирован на бесконечность. Чтобы создать изображение большого размера (то есть увеличить объект), необходимо увеличить фокусное расстояние. Удвоение фокусного расстояния увеличивает размер объекта тоже в два раза. Но при этом на столько же уменьшается и угол поля зрения объектива, а следовательно, и ширина охвата снимаемой сцены.

 

Фокусное расстояние, как правило, пишется на оправе объектива. Если объектив имеет возможность изменения фокусного расстояния, так называемый зум, то на оправе объектива пишется его минимальное и максимальное значения через дефис.

 

УГОЛ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ

Угол поля зрения – это площадь съемочного плана, выраженная как угол, который может быть воспроизведен объективом в виде резкого изображения. У нашего глаза тоже есть угол поля зрения и он всегда одинаков – 46°, как и фокусное расстояние, если так можно выразиться. То есть наш глаз – это объектив с ФР = 50 мм и углом резкого поля зрения 46°. У объективов при изменении фокусного расстояния меняется и их угол поля зрения. У широкоугольных объективов угол поля зрения широкий (а фокусное расстояние при этом небольшое, например, 20 мм), а у «телевиков» угол поля зрения достаточно мал, но зато весьма внушительное фокусное расстояние, например, 100 мм или даже 300 мм.

 

Объективы с постоянным фокусным расстоянием имеют постоянный угол поля зрения, а объективы с переменным ФР (зумы) – переменный, а также возможность менять фокусное расстояние (приближать и отдалять объекты).

 

Давайте рассмотрим общую классификацию объективов по фокусному расстоянию для 35 мм камер (то есть для камер с полнокадровой матрицей). Основная характеристика для определения класса объектива – это его фокусное расстояние у фикс-объективов или крайние значения фокусного расстояния у зум-объективов:

угол поля зрения разных объективов

 

 

ВИДЫ ОБЪЕКТИВОВ

Сверхширокоугольные объективы «рыбий глаз»


Объективы такого типа имеют очень большой угол поля зрения – до 220°. Глубина резкости у них достаточно велика. Они также отличаются малыми фокусными расстояниями – до 22 мм. Снимая сверхширокоугольным объективом, вы заметите, что в кадре помещается настолько много объектов, что основной объект съемки уменьшается почти до невидимых размеров. А поскольку данный объектив имеет большую глубину резкости, то невозможно будет использовать такой художественный прием, как выделение объекта резкостью. Поэтому для привлечения внимания к главному герою придется хорошо подумать над композицией кадра. Поскольку сверхширокоугольный объектив имеет очень большой угол поля зрения, то у снимка будет широкий и выпуклый передний план. Необходимо также учитывать, что на снимке, сделанном при помощи сверхширокоугольного объектива, весь сюжет будет выглядеть совсем иначе, чем в реальности. В частности, если наклонить фотоаппарат слегка вперед, то некоторые предметы на переднем плане будут смотреться преувеличенно большими. Поэтому для получения качественных кадров понадобится определенный навык работы с подобными объективами.
 

 

Широкоугольные объективы.


Пользоваться объективами этого типа предпочитают многие фотографы-пейзажисты. Ими можно снимать прак- тически все, кроме крупных или классических портретов (макросъемка «широкоу- гольником» возможна при использовании макроколец, которые позволяют уменьшать минимальную дистанцию фо- кусировки объектива). Такими  объективами хорошо делать репортажи и групповые снимки. Следует отметить, что, имея большой угол поля зрения, широкоугольные объективы требуют особого подхода к композиции кадра, особенно к расположению объектов переднего плана. Все широкоугольные объективы очень чувствительны к боковому свету косых лучей. При этом свет отражается от поверхности линз и стенок тубуса объектива. Это приводит к возникновению на фотографии пятен засветки. Бленда для широкоугольного объектива не столь эффективна, потому как ее края затемняют края кадра, то есть края бленды входят в угол поля зрения объектива. Именно такие объективы стоят в камерах наших смартфонов, поэтому с нюансами съемки на них так или иначе знаком каждый, кто фотографирует на телефон. При должном внимании к композиции кадра, этими объективами можно снимать практически все.
 

 

Типовые «стандартные» объективы


Объективы этой категории называют «стандартными», поскольку их угол поля зрения сопоставим с углом поля зрения человеческого глаза (примерно 46°) с той лишь разницей, что наши глаза видят практически на 180°, хотя резкими являются только объекты, находящиеся в области прямого взгляда, который как раз и охватывает 46°. Самые известные стандартные объективы – с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм (их еще называют «полтинниками»). Обычно они стоят дешевле, чем объективы других типов, потому как имеют достаточно простую  конструкцию. Их минимальное значение диафрагменного числа достаточно мало, от 1.2 до 1.8, что при естественном освещении, то есть без использования вспышки, дает возможность получать хорошие результаты. Фотографы всего мира начинают свой творческий путь именно с «полтинника»: он универсален, недорог, позволяет делать качественные кадры и работать в помещении с плохим освещением. Стандартным объективом или зум-объективом на фокусном расстоянии от 40 до 80 мм можно снимать все: от пейзажа до макро, включая портреты и репортажи. Поскольку этот объектив имеет приблизительно тот же угол поля зрения, что и человеческий глаз, то он передает объекты именно такими, какие они есть на самом деле – почти без искажений (что иногда плюс, а порой может быть и минусом). Для фуд-фотографии отличным выбором может стать макрообъектив с фокусным расстоянием от 50 до 100 мм.
Почему макро?
Потому что макрообъективы позволяют снимать предметы с достаточно малой дистанции и при этом невероятно качественно передают детали. Многие фуд-фотографы начинали с «полтинников», которые дают возможность делать воздуш ные композиции с хорошо размытым дальним планом и малой зоной резкости. При не- обходимости и ограниченном бюджете любой «полтинник» может стать макрообъекти- вом с помощью переходного макрокольца. 

 

 

 

Телеобъективы


К этой категории относятся объективы с фокусным рассто- янием от 80 до 300 мм.
«Длиннофокусники», как правило, используются для портретной съемки, макро- съемки, репортажа (например, на спортивных мероприятиях). Если снять портрет крупным планом при помощи стандартного объектива, а не «телевика», то будут заметны небольшие искажения при передаче деталей лица. У длиннофокусных объективов этот недостаток отсутствует. Они изображают объект естественно, без искажений. Ими хорошо снимать сюжеты с малой ГРИП (глубиной резкости). В силу того, что эти объективы приближают объект съемки, возникает необходимость в наличии некоторого расстояния до объекта. Это становится минусом при работе в небольших помещениях при портретной и репортажной съемке – может не хватать расстояния от модели до фотографа, и кадры будут «тесными».
 

 

Супертелеобъективы


Говоря о таких объективах, мы часто представляем себе гигантские «трубищи», наперевес с которыми фотографы окружают стадионы во время соревнований. Действительно, супертелеобъективы имеют достаточно большой размер и вес. Поэтому при работе с ними рекомендуется использо- вать штатив. Полноценный супертелеобъектив от 300 мм создается с большой точностью и аккуратностью. При его производстве используются специальные высококачественные сорта стекла для того, чтобы «телевик» смог «перешагнуть» большие расстояния и при всех атмосферных искажениях, влияющих на рассеивание и поглощение света в воздухе, обеспечил четкое и контраст- ное изображение. Неудивительно, что такие объективы обычно дорого стоят. Супертелеобъектив отлично подходит для съемки репортажей и диких животных в их естественной среде обитания, так как позволяет не приближаться к объекту съемки и оставаться незамеченным.
 

 

Зум-объективы и «фиксы»


Зум-объективы завоевали большую популярность, поскольку открывают перед фотографом широкие возможности. Работая с одним объективом, можно изменять угол поля зрения и масштаб, не покидая при этом места съемки. Обладателям бюджетных зум-объективов нежелательно снимать на крайних значениях фокусного расстояния, где качество резкости заметно ниже. Например, имея объектив с фокусным расстоянием 18–55 мм, не следует снимать на ФР = 18 мм и ФР = 55 мм. Рабочие фокусные расстояния у данного объектива – от 22 до 50 мм. Зум-объективы отличаются меньшей светосилой, чем объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Это связано с тем, что для них характерна более сложная конструкция из многих оптических элемен- тов. Увеличение светосилы неизбежно приводит к тому, что объектив становится большим, тяжелым и дорогим.
Объективы с фиксированным фокусным расстоянием на жаргоне фотографов называются «фиксами».
Они имеют неизменные фокусное расстояние и угол поля зрения. Практика показывает, что они обеспечивают наилучшие качество резкости и передачу цвета. Как правило, «фиксы» обладают большей светосилой, что позволяет снимать в условиях низкой освещенности и/или использовать в кадре малую зону резкости. Фотографы всего мира с большим уважением отно- сятся именно к объективам с фиксированным фокусным расстоянием, а потому в кофрах профи можно найти по 3–4 «фикса» с разными фокусными расстояниями, а в сумке любителя – только 1 зум-объектив, например, с ФР от 18 до 135 мм. Разница в качестве изображения между ними будет ошеломля- ющей! Редко, когда бюджетный зум-объектив дает такие же детализацию и цвет, как самый обычный «фикс». Именно поэтому фотографы, делают выбор в пользу объективов с фиксированным фокусным расстоянием, а функцию зумирования делегируют своим ногам. 

 

 

При перепечатке и цитированни этой статьи, ссылайтесь на источник

 

 

 

Назад в Библиотеку