Съемка в высоком и низком ключе
Текст: Елена Счастливая, Олеся Куприн, Татьяна Сапрыкина
Фото: Олеся Куприн
«Низкий ключ» и «высокий ключ» – художественные приемы в фотографии, используемые для решения раз- личных творческих задач. Они часто применяются и в фуд-съемке – такие работы всегда высоко ценятся и привлекают к себе внимание. Идея низкого ключа проста – минимальное освещение, темные тона, вы- деление некоторых частей предмета. Высокий ключ – полная противоположность, когда объект съемки хорошо освещен мягким светом, преобладают светлые, нежные тона и нет густых теней. Как же правильно выстроить подобные кадры и не допустить типичных ошибок, сводящих на нет все усилия фотографа?
Низкий ключ, low key
Техника съемки в «Низком ключе» «Низкий ключ» (буквальный перевод английского термина Low Key) – одна из популярных техник съемки, которая предполагает выполнение изображения в темных тонах с выраженными контрастными тенями для создания драматического эффекта. Подобные кадры можно назвать «черное на черном», что наиболее полно отражает их суть. Основную часть изображения составляют темные, иногда совсем черные элементы, но большинство деталей при этом хорошо различимы, а светлые участки всегда яркие, иногда засвеченные и занимают очень мало места в кадре. При съемке в низком ключе задача фотографа – не просто сделать темное изображение, а продемонстрировать свое умение управлять светом так, чтобы осветить и подчеркнуть наиболее значимые участки снимка. Все тональные переходы в низком ключе находятся в темных участках тональной шкалы и не должны сильно отличаться друг от друга по яркости. Ярче может быть только смысловой или тональный акцент.
В классическом варианте на любой грамотной фотографии, выполненной в низком ключе, всегда есть точка белого «бесфактурного» тона, относящегося к IX тону по зонной теории Адамса:
Что это за точка? Это, как правило, блик. Блик – это всегда самая светлая точка на любом предмете. Без нее фотография будет тусклой и неполной. При этом очень важно помнить, что самый лучший блик – это блик от рисующего источника света. В редких случаях белой деталью почти без фактуры может быть просто белый предмет. Почему без фактуры? По той простой причине, что фотографическая широта любого фотоматериала ограничена. В случае цифры она, как правило, не намного превышает 6 ступеней (для черно-белой пленки этот показатель выше). В последнее время техника съемки в низком ключе органично вошла и прочно закрепила свои позиции в фуд-фотографии. Там она называется Dark Food Photo (англ. бук- вально «темная фотография еды»). Ее используют многие всемирно известные фотографы. Особенно это актуально на снимках, где в качестве реквизита используются винтажные предметы, а также в кадрах в стиле рустик (англ. «сельский, деревенский»). Низкий ключ также уместен при съемках ресторанного меню, потому как темный фон выглядит благородно и не отвлекает внимание зрителя от самого блюда. Работа со снимками в низ- ком ключе является наиболее сложной среди всего спектра съемок.
В чем же заключаются ее основные трудности? Наиболее распространенная ошибка – это недоэкспонированность кадра. Тот случай, когда на светлых участках снимка недостаточно света, в результате чего белое становится серым, а главный объект плохо отделим от фона и лишен контрастов.
Как же правильно снимать в этой технике?
Правила:
1
Мы можем подсветить объект так, чтобы его грани были освещены достаточно ярко. Таким образом, у нас возникнет градиентный переход в районе сгиба предмета. В этом случае работа с источниками освещения требует внимания и кропотливости. Чаще всего получается так: сколько плоскостей мы моделируем, столько же источников света и должно быть. Источником света может быть как сам источник, так и отражатели.
2
Втехнике «черное на черном» должен быть максимально возможный контраст. Именно контрастные снимки в темном ключе «играют» и «звенят». Конечно, это не обязательное правило, так как есть снимки, где контраст был бы просто губительным.
3
На снимке обязательно должна быть точка белого без фактуры, либо в зоне блика или освещенной грани, либо в зоне маленького белого пятна или предмета. Причем это будет самая активная точка на вашем снимке, поэтому она должна находиться в том месте, где у вас будет смысловой центр. Глаз зрителя всегда тянется к светлому, поэтому он будет смотреть на светлую область очень внимательно.
4
В кадре обязательно должна быть точка черного без фактуры. Это точка додумывания зрителя. Там, где ничего не видно, включается его воображение: он, исходя из своего опыта, придумывает, что должно быть в этом месте кадра. Однако следует всегда учитывать, что опыт у людей разный и может отличаться от вашего.
5
Тонально снимок должен быть решен без светло-серых тонов. Только темно-серые и черные. Конечно, везде могут быть исключения.
6
Необходимо всегда понимать, где нужна прорисовка фактуры, а где нет. Это зависит в первую очередь от психологического восприятия, и тут самый важный барометр – вы сами. Для достижения нужного эффекта иногда приходится затратить немалые усилия, в частности, для некоторых снимков может понадобиться «перефакту- ривание», то есть изменение фактурных свойств объекта. Например, продукты питания часто покрывают слоем растительного масла для появления бликов, подчеркивающих мелкие детали. Подходите к съемке творчески. Никто не запретит вам обмазать клеем предмет, а потом обсыпать его мелко помолотой темно-бордовой специей, чтобы зазвенела фактура. Но чаще всего необходимо только подчеркнуть имеющуюся текстуру боковым освещением.
7
Тема фотографии в низком ключе едва ли может быть радостной и светлой. Такие снимки, как правило, создают минорное настроение и в какой-то степени дискомфортны для зрителя. Невозможно (или очень сложно) через черное говорить о радостях жизни. Бывают, конечно, и исключения, но, как правило, это фотографии задумчивые, философские.
8
И самое важное. Наши экспонометры (и внешние и внутренние) настроены на средне-серый тон (18% серого), который соответствует по тональности обычной фотографии. Поэтому снимки в низком ключе необходимо намеренно затемнять, то есть устанавливать отрицательную экспокоррекцию в пределах от -1/3 до -2 eV и больше. Удобнее всего снимать в ручном режиме, определяя нужные показатели по дисплею и делая варианты с различной экспозицией.
Снимать Dark Food Photo – это интересная творческая задача. Обычно при построении подобных кадров используется темная система фонов. Поскольку черный цвет поглощает как падающий, так и отраженный свет, не делая различий, то так мы можем создавать темные снимки и в хорошо освещенных про- странствах. Имейте в виду, что какой бы реквизит вы ни подобрали, он также должен быть темным. Источник света, как правило, устанавливается сбоку, но возможна и схема с контровым светом. Это зависит от блюда, которое вы фотографируете, и от вашей задумки. Будет хорошо, если источник света при схеме съемки с боковым светом будет все же расположен под небольшим углом таким образом, чтобы свет не падал на задний фон. Можно исполь - зовать черный отражатель или лист черного картона, чтобы искусственно затемнить задник. При этом флаг (объект, который перекрывает часть света) необходимо установить так, чтобы значимые элементы снимка все же получали свою порцию света. Что касается экспозиции, то она должна быть настроена таким образом, чтобы объект был хорошо освещен, полностью или частично. Да, низкий ключ под - разумевает преимущественно темные тона в изображении, но это вовсе не означает, что блюдо должно быть плохо различимо. Кадр не должен быть недоэкспонирован! Если вы еще не пробовали эту технику съемки, то обязательно сделайте это. Даже если вы сторонник изображения еды на светлом фоне, все равно познакомьтесь с ней хотя бы в качестве творческого эксперимента
Высокий ключ, high key
Для съемки в стиле High Key (англ. «высокий ключ») характерно то, что большую часть изображения составляют светло-серый и чисто белый тона. Это особая художе ственная техника фотографии, в которой полностью отсутствуют густые тени, а преобладают тонкие очертания объекта. Необходимым условием является наличие хотя бы незначительных по размеру совершенно черных элементов. Соотношение тонов съемки определяется не только освещением, но и самим объектом, поэтому последний должен быть, в основном, светлым, соответству- ющим VIII–IX тону (ступени) по зонной теории Адамса. Невозможно сделать в высоком ключе изображение темного объекта на темном фоне. Для съемки в светлой тональности все объекты должны быть хорошо и равномерно освещены.
Различие в яркостях на разных участках объекта не может превышать одной - двух ступеней экспозиции, или двух ступеней по зонной теории Адамса. Эта техника не предполагает резких теней – их следует рассеивать отражателем. Одна из самых распространенных ошибок на подобного рода кадрах – это переэкспонированность, когда на светлых участках снимка полностью теряются детали. Здесь нужно быть крайне аккуратным и увеличивать экспозицию постепенно, не допуская появления пересветов. Другой частый недочет – это неправильный баланс белого, в результате чего у снимка появляется паразитарный желтый (реже – голубой) оттенок. Белый на фотографиях в высоком ключе должен быть идеальным!
В High Key также есть свои правила, которые по своей сути похожи на правила съем- ки «черного на черном».
Правила съемки high key:
1
Освещение в кадре должно быть ровным, не контрастным, чтобы не образовывалось глубоких теней. Подходит только рассеянный свет
.
2
Контраст в кадре должен быть минимальным, все переходы обязаны быть очень нежными и мягкими.
3
На снимке обязательно должна быть точка белого без фактуры – это самая светлая часть центрального объекта, которая близится к бесфактурному белому.
4
В кадре должна быть и точка черного без фактуры. На этом типе фотографий точка черного «звенит» особенно ярко, поэтому ее тоже желательно располагать рядом со смысловым центром.
5
Тонально снимок должен быть решен в белой и светло-серой гамме. Поэтому выбирайте очень светлые объекты для этой съемки.
6
Как и в съемке «черного на черном», нужно очень внимательно относиться к решению о прорисовке фактуры и понимать, где она нужна, а где – нет и потому уйдет в бесфактурное белое.
7
Тема снимка должна быть радостной и светлой. И никак по-другому. Снимки, выполненные в высо- ком ключе, вызывают исключи-тельно положительные эмоции и выглядят ярко и свежо.
8
В силу того, что экспоно- метр видит белый объект средне-серым, то экспозиция должна быть сдвинута на +1/3…+2 eV.
Техника съемки еды в высоком ключе довольно сложная, поэтому требует хорошей подготовки фотографа. Фон следует выбирать исключительно светлой тональности и нежных оттенков – бледно-розовый, светло-желтый, но не черный или коричневый. Лучший вариант для новичков – белый цвет. Он вас никогда не подведет. В качестве объекта съемки используйте предметы белого, светло-серого и пастельного цветов (хорошо подойдут молочные продукты, изделия из теста и пр.). Источник света обычно устанавливается сбоку или позади объекта. Для получения мягкого света используйте рассеиватель, а для подсвечивания теневой стороны «модели» – отража- тель. Важно, чтобы задник был также равномерно освещен – при недостатке освещения он будет казаться серым. Дополнительный эффект создадут малая глубина резкости и небольшое увеличение экспозиции, однако внимательно следите за тем, чтобы не было пересветов, которые могут привести к потере важных деталей и объема в фотографии.
Статья опубликована в журнале Food Foodie, весна 2016
При перепечатке ссылаться на источник http://www.photohappy.ru/page524.html