Каждый ли фотограф может стать коммерческим фотографом?
В голове у фотографов часто иногда возникает такой вопрос и каждый раз очень остро. Иногда решение приходит само, но чаще всего воспрос остается зудящим и больным.
Представляю диалог между мной и одной из участниц Фотопрокачки.
Дарья:
Думала, решение само придет, но тут опять вылезло...Вобщем...Как я поняла, между коммерческой фотографией, когда ты зарабатываешь на хлеб и художественной фотографией для души есть принципиальная разница. В коммерческой ты должна учитывать желание клиента, то есть, если, например, клиенту не идет зеленый цвет, но ему приспичило сняться в зеленом, потому что он "Так видит", приходится снимать? А потом слышать от коллег, что "ты еще не достаточно профессионально снимаешь, потому что нужно было не в зеленом, а в черном". Зато клиент доволен. ))) Как быть в таких ситуациях ? Признаюсь, подобные вещи выбивают меня из колеи и очень сильно. Может быть не всем дано быть коммерческими?
Елена Счастливая:
Тут вопрос приоритетов.
⠀
Что важнее в данном случае: желание клиента, Вы, мнение коллег?
И вообще каких коллег? Коллег по работе (например, вы бухгалетр) или коллег-фотографов, которые могут оставлять отзывы в соцсети. Бухгалтера отметаем сразу, если это не человек, который серьезно увлекается фотографией. Коллег по цеху очень внимательно фильтруем, допуская к принятию критики очень не многих. В фотошколе на фотопрокачках мы делаем это очень внимательно, точно и быстро, сокращая круг значимых людей до единиц, освобождая свое творческое Эго от переживаний по поводу критики.
⠀
Теперь о приоритете между вами и клиентом.
⠀
Тут много разных историй, которые влияют на приоритет. Ну, к примеру, зеленую кофточку девушке прислал ее жених из Америки, который туда уехал работать на 3 месяца по контракту, а через 5 месяцев у них запланирована свадьба. Кофта ужасная, дает сильные блики на лицо, вообще девушке не идет, не подходит к локации, но. Но вы ее будете снимать! И к черту блики!
⠀
А бывает так: кофточка эта - это та самая кофточка, в которой клиент чувствует себя уверенно. Вот такая странная вещь, которая служит ему верой и правдой. Снимите, получите срыв фотосессии. Что делать? ⠀
Снимать.
Снимать, пока человек не будет нуждаться в поддержке кофточкой и найдет опору в вас. А это уже Ваша задача. Потому как люди на фотосессию идут чаще всего не за фотографиями. А за эмоциями, за впечатлениями. И возвращаются они к фотографу за этим. Заряд уверенности с себе и еще в чем-то - это то, что дает фотограф. ⠀
Наступит момент, и вы сможете попросить человека переодеться. Сменить позу. Сменить эмоцию. Выстроить фотосессию так, как считаете нужным.
Что для этого нужно?
Опыт.
Уверенность в своих силах.
Понимание, что вы хотите получить в результате (но это вытекает из опыта).
Снимок Ирины Денисовой, ученицы фотошколы
В коммерческой фотографии есть одна проблема, которая не дает многим той радости творчества, которую они получают в свободном творчестве: очень сложно порой идти по коридору предпочтений клиента. Это его территория. Не ваша. И тут возможны два пути:
- Вы приучаете себя ходить по коридору предпочтений/желаний клиента и уважаете его выбор, стараетесь понять, визуально понять и состыковаться по всем фронтам.
- Вы выстраиваете свое творчество независимо, проявляя свою творческую волю ярко и непринужденно. И идете по своему коридору творческих предпочтений. Всегда найдутся клиенты, которые имеют схожие предпочтения. В таком случае у вас будет более медленный коммерческий старт и обязательства перед миром делать что-то не обычное, выходить за рамки привычного. Постоянно находится в творческом поиске.
Есть люди, которые не могут быть коммерческими фотографами, потому как для них это слишком травматично, потому как эта деятельность никак не стыкуется с тем, ЧТО для них фотография. Есть люди, для которых коммерция - это отличный выход их творческой энергии, потому как для них фотография - это способ показывать мир людям, показывать людям их, быть летописцем и так далее. Иной раз коммерция в одном жанре для человека очень даже пойдет, например, каталожка, а вот людей снимать по заказу не пойдет, потому как в данном случае каталожка - ремесло, умение чисто показать предмет, отдельное удовольствие. А вот снять по заказу людей не получается, потому что в этом процессе другая ценность, которая никак не стыкуется с коммерцией.
В общем, в этом случае надо заглядывать в ответ на вопрос "ЧТО для меня самое главное в фотографии, в конкретном жанре фотографии и ЧТО происходит с этим, если я выполняю волю клиента?". Ответ на этот вопрос будет оказывать влияние и на Ваше творчество и на его развитие. Ответ на этот вопрос может меняться с временем, и за этим важно следить, чтобы вовремя понять изменение русла Вашей реки творчества.
Снимок Екатерины Чуносовой, ученицы фотошколы