Новости школы

07.10.2018
  ✓ В Лаборатории Творчества фотошколы очень интересное расписание! ✓ Фотопрокачки и фотовстярски можно проходить паралельно с ...

подробнее

Новости фотошколы:

 

 



Следите за руками

 







Опытный фотограф (и любой пытливый наблюдатель), разглядывая людей в реальной ситуации, обращает внимание среди прочего на руки. Руки - важный и значимый источник информации о человеке и его отношении к ситуации, в которой он находится. В литературе, которая имеет отношение к композиции в искусстве и в фотографии, часто проскальзывает эта идея. Однако авторами такой литературы выступают люди весьма искушенные, имеющие большой опыт разглядывания, а в каждом из них живет Шерлок Холмс. Уделяет ли рукам такое же внимание обычный зритель? Выступают ли руки для обычного зрителя таким же по важности источником информации, как глаза и рот (и, вообще, лицо)?

Эти вопросы возникли, когда в наших экспериментах по изучению паттернов разглядывания фотографий, мы обнаружили, что руки далеко не всегда представляют собой предмет повышенного внимания зрителя. Эксперименты проводились в компании Юзетикс с использованием метода eyetracking. Подробности этого метода не буду повторять, их можно найти по ссылкам, которые даны в этой статье и в других источниках.



В одном из случаев мы изучали различия в паттернах разглядывания фотографии Джока Стёрджеса у женщин и мужчин. Ниже приведены соответствующие тепловые карты (heatmaps):













Цветом показано то, что привлекает наибольшее внимание женщин (первое изображение) и мужчин (второе изображение). Руки на всякий случай выделены окружностями. Наименьший объем внимания приходится на невыделенные области. Туда зритель вообще почти не смотрит. Низкий объем внимания приходится на фиолетовый цвет и чуть больший, но тоже низкий - на синий. В таких исследованиях области, обозначенные фиолетовым цветом часто и не закрашивают.

Что мы видим? Две руки попали в область низкого внимания, а еще одна – вообще не разглядывалась ни мужчинами, ни женщинами.

При разглядывании фотографии Алекса Уэбба было обнаружено, что из двух областей, на которых видны кисти рук, разглядывалась только одна.







Испытуемые зрители разглядывали только ту руку, которая держит яркий выделяющийся предмет (по-видимому, это цветной журнал, альбом или книга). Сам этот предмет является центром внимания, контрастирует с окружающим фоном, а рука осуществляет значимое с точки зрения содержания фотографии действие: закрывает от нас лицо проходящего человека. Как мы выяснили в более поздних экспериментах, зритель разглядывает то, что не изображено, когда это нечто должно там присутствовать. То есть в данном случае зритель хочет рассмотреть лицо, загороженное от нас этим журналом. В случае кисти руки слева действует сразу несколько факторов: выделение рамкой, образованной цветной обложкой журнала, выделение ярким цветовым контрастом, совпадение с лицом человека, которое оказывается от нас закрытым, и осуществление этой рукой значимого по смыслу действия).

Еще в одном исследовании мы попробовали удалить кисть руки c помощью фотошопа:



22






21




Паттерн распределения внимания, естественно, изменился:



22-heatmap






21-heatmap




Пока кисть присутствовала, суммарное время ее разглядывания было сравнительно небольшим. На нее приходилось не больше внимания, чем на некоторые другие части тела и на малоинформативные элементы фона. Если же ее «ампутировать», то у зрителя возникает своего рода дискомфорт от нарушения целостности тела и то место, в котором должна быть кисть человека, становится одним из главных центров внимания.

Вот еще одно изображение:







и соответствующая тепловая карта







Кисти рук на поясе – «говорящий» элемент позы в этом портрете. При предъявлении фотографии опытному фотографу это сразу отмечается, хотя других частей рук и не видно. Однако, тепловая карта показывает, что эти кисти рук привлекают не намного больше внимания обычного зрителя, чем другие части тела, которые традиционно считаются менее важными, чем руки. И это при том, что в данном случае кисти рук весьма существенны для понимания изображения.

Попробуем еще раз проделать трюк с удалением кистей рук в фотошопе. Возьмем вот такое фото Райена Макгинли:







и удалим кисть:







Что мы видим на тепловых картах?













В общем-то, ничего существенно не поменялось. Здесь рука не выполняет какой-то специальной важной роли и потому не привлекает много внимания. Белое пятнышко в центре кадра «оказывается важнее» руки.

 
 
В следующем фото Кристины Гарсия Родеро присутствует довольно много рук. Я пытался модифицировать это изображение путем удаления части из них и перекадрированием, но это не дало дополнительной информации. Поэтому здесь ограничимся исходным изображением.







Тепловая карта выглядит следующим образом:







Большинство кистей рук попадает в общее «пятно повышенного внимания», которое вы видите. Оно мало варьируется от одного варианта изображения к другому. Кисти рук образуют ритмический рисунок и являются частью более общего ритмического рисунка. Ноги тоже образуют свою ритмику, но ногам зрители уделили меньше внимания. Три кисти по краям изображения вышли за пределы указанного пятна и привлекли существенно меньше внимания. Наибольшее внимание привлекли руки, попавшие в центр кадра, и кисть, которая обращена ладонью к зрителю в левой части изображения. Первое легко объяснить тем, что при наличии паттернов, которые повторяются в разных частях изображения, наибольшее внимание получают те, которые находятся в центре. Этот же факт объясняет отсутствие интереса к рукам на периферии, если с ними ничего особенного зритель не связывает. Второе объясняется тем, что повернутая ладонью к зрителю кисть контрастирует с остальными и одновременно является характерным жестом, то есть несет дополнительную информацию, по сравнению с остальными.

Рассмотрим последний пример в двух вариантах. Здесь руки девушки заняты тем, что убирают какой-то предмет в сумку. Они пересвечены и образуют светлое пятно на изображении. В верхнем правом углу кадра мы видим еще одну руку, которая, скорее всего принадлежит самому фотографу. Зрителю не вполне понятно, чем занята эта рука, но она весьма активна и по жесту и по контрасту.







В отредактированном варианте рука в верхнем правом углу кадра удалена:







Тепловые карты выглядят следующим образом:













В этой ситуации нет ничего удивительного, что и рука в верхнем правом углу, и руки девушки привлекают заметный объем внимания.



Что из всего этого следует? Вопреки сложившейся парадигме, руки не являются чем-то сверхособенным при разглядывании изображений. Сами по себе они не играют такой же значимой роли как глаза или губы. Однако, если руки передают какую-то важную информацию, которая легко прочитывается зрителем, или если они выделены контрастом или еще как-то, то они привлекают соответствующий объем внимания. К сожалению или к счастью, в этом они мало отличаются от других частей тела.
 
 
Автор: Андрей Зейгарник

 

 


 

 

Назад в Библиотеку