Работы по ДЗ: 28826 [+0]
Учеников: 3490
Новые ученики: Кислик
Marinavk76
николай герасимов
gerasimovpavel78
Katikalaevna

13.03.2023
Прием оплат закрыт, все ученики, олатившие обучение, могут продолжать обучаться, помня, что обучение не имеет срока давности.  Фотошкола вр...

подробнее

 

 

 

 

 



Образ цвета или размышления о черно-белом и цветном в фотографии

Здесь фигуры, здесь цвета, здесь все образы частей вселенной сведены в точку. Какая точка столь чудесна.
Леонардо да Винчи.
Codex Atlanticus (Атлантический кодекс)

Фотография родилась черно-белой.

Так исторически сложилось: развитие технологии определило результат и поставило фотографию, как искусство, особняком с момента возникновения. Это ощущалось особенно сильно потому, что в живописи, которую можно считать повивальной бабкой фотографии, цвет и свет уже давно властвовали безраздельно…. Без цвета обходились разве что гравюры, работы графиков и эскизы. Цвет во многом определял настроение художественного произведения, участвовал в формировании композиции, давал смысловые пояснения к пониманию идеи. И, вдруг, появилось новое направление, в котором цвет в изображении отсутствовал, но при этом само изображение было зеркальной копией реальных объектов. Фотографическое ремесло осторожно делало первые шаги и, казалось, дело не пойдет дальше простой фиксации лиц и событий и, думаю, что изначально именно в отсутствии цвета многим виделась ущербность нового технократического искусства…

К тому времени, когда фотография только-только выбиралась из пеленок, для живописи давно не было ограничений в выборе палитры. Изобразительное искусство тоже когда-то начиналось с того, что цвета почти не было: уголь и охра диктовали свои условия первым художникам. Но рисунок принципиально отличается от фотографии неидентичностью созданного окружающему пространству и это стало водоразделом между живописным и фотографическим изображением. Реальный предмет мог претерпевать радикальные изменения в рисунке в соответствии с тем, каким он казался или каким должен быть, по мнению автора. Человек определял своей волей, что и как оставить, что и как выделить, что исключить из картины. Изображение ограничивалось только фантазией художника или его умением. Фотография нарушила эту традицию именно той точностью, дотошной скрупулезностью, от которой изобразительное искусство постоянно делало «шаги в сторону». Даже Лев Толстой в своем труде «Что такое искусство?» упоминает фотографию именно в связи с этой механистической и навязчивой подробностью передачи деталей. «…Второй прием, дающий подобие искусства, это то, что я назвал подражательностью. Сущность этого приема состоит в том, чтобы передавать подробности, сопутствующие тому, что описывается или изображается. В словесном искусстве прием этот состоит в том, чтобы описывать до малейших подробностей внешний вид, лица, одежды, жесты, звуки, помещения действующих лиц со всеми случайностями, которые встречаются в жизни. В живописи прием этот сводит живопись к фотографии и уничтожает разницу между фотографией и живописью...» Надо ли говорить, что при таком «генетическом материале» фотографии была поначалу отведена незавидная роль способа копирования объектов – зеркала. Мир должен был отразиться абсолютно точно и застыть в этом отражении неподвижно, но случилось непредвиденное: он отразился черно-белым. И это нецветное отражение изменило его не менее, чем его могли бы изменить десятки талантливых рук и умов. Не скажу, что зеркало было кривым, но мир, отраженный в нем, изменился и с потерей цвета он стал совсем другим. С цветом произошел процесс, подобный разложению светового потока призмой, только в обратном направлении. Вся цветовая гамма окружающей жизни словно сложилась обратно в световой пучок, чтобы вернуться к своему источнику, выхватывая из многоцветия жизни то, вокруг чего она строится – линии и ритмы. И в фотографии активно начали использовать многовековый опыт работы с линиями и тональностями, формами и фактурами, отточенный в графике и гравюре. А, когда из павильонов фотография, вышла на улицы, и появился репортаж, многим показалось: вот где достоинство и, одновременно, беда фотографии – излишняя документальность уместна и приемлема.

Казалось, вот оно - призвание фотографии: зафиксировать событие и сделать это абсолютно достоверно. Но, если есть выражение «врет, как очевидец», то это вполне применимо и к фотографии. Потому что в изображение, помимо основного сюжета, который было необходимо изобразить, попадали детали, не относившиеся к теме работы, но радикально ее менявшие или придававшие дополнительные смыслы. В фотографии все-таки самое интересное, на мой взгляд, не то что снято и даже не то, как снято, а то, что рождается между фотографией и зрителем каждый раз. А зависит это рождение от богатства и многослойности заключенных в изображении смыслов, определяемых в свою очередь и тем что снято и тем как снято и даже тем, чем снято и как обработано. Сила фотографии и в том, что она умеет вызывать из нас, находящихся в различных душевных состояниях, - схожие эмоции… Я думаю, это связано, как с ее особенностью документальной записи события, так и с недосказанностью, присущей в той или иной степени каждой фотографии. Эта недосказанность, как ни странно, заключается не в отсутствии чего бы то ни было на снимке, а - в избыточности информации… Мы просто никогда не знаем – закончен рассказ или он начнется снова, обнаруживая на снимке новые детали, уводящие нас вглубь снимка и вглубь нас самих... Эти детали, тональные и линейные сочетания создают структуру фотографии, ее невидимые нити, пронизывающие изображение, связывающие его. Черно-белая фотография отстранена от реального мира отсутствием цвета.

Это, конечно же, ограничивает автора, но в то же время - отрывает зрителя от действительности, раздваивая ощущения. При этом зритель находится одновременно – в реальном мире, отображенном в фотографии, и в том мире, где цвет уже не влияет на восприятие. Мы раскрашиваем внутри себя лишенные цвета изображения в свои собственные фантазии или двигаемся по знаковому пространству светов и теней… Наше цветное зрение – результат эволюции, но нашему подсознанию ближе всего, наверное, нецветные образы: так они легче воспринимаются, - без избыточной информации. Среди таких объектов, лишенных конкретных признаков, сопоставлять увиденное с реальными предметами уже трудно, и поток воображения в поисках ассоциаций уносит нас вглубь работы и вглубь себя самих. Я думаю, что из-за этого для черно-белой фотографии выход в «другой мир» - находится ближе… Обесцвеченное изображение уводит нас в область сумерек, когда цветное зрение практически не значимо. Память об этом времени теней и снов, когда нет однозначного прочтения ни одного из толкований сновидений, накладывается на конкретную фотографию, побуждая искать дополнительные смыслы и аллюзии.

В начале прошлого века (ну, может быть немного раньше, если считать цветными – раскрашенные вручную работы) цвет вошел в фотографию. Фотоработы Прокудина-Горского, запечатлевшего дореволюционную Россию цветной, и сегодня производят неизгладимое впечатление. Но еще очень долго, почти сто лет, черно-белая фотография могла не бояться конкуренции..

Технологии совершенствовались очень медленно. Еще не так давно получить качественный цветной отпечаток было трудоемким и непростым (а также слишком дорогим для любителя, снимающего в семейный альбом) делом. Фотографии моего детства были практически сплошь черно-белыми. Цвет пробирался исподтишка, тонированием, раскрашенными фотографиями Владимира Высоцкого и Марины Влади в руках у подпольных торговцев в железнодорожных вагонах, открытками с видами городов, календарями с пейзажами ... Можно сказать, перефразируя, что «цвета у нас не было»… Но все же цвет пришел в фотографию и оказал ей медвежью услугу: мало того, что изображение стало подозрительно реальным, практически, - копией окружающего, так еще, когда фотоальбомы любителей наполнились отчетами о праздниках и буднях, цветная фотография стала явлением массовой культуры. И это уронило тень на все направление. А ведь возможности цвета необычайно широки. В любой работе, даже самой постановочной, всегда присутствует элемент случайности, и цвет, хотя и умножает недостатки, крайне осложняя получение прогнозируемого результата, но он же наполняет кадр, движет им в нужном автору направлении, пробуждает эмоции, иногда противоречащие сюжету кадра, и дает выход на следующий виток спирали развития смыслов.

Цвет – сам по себе знак. Смысл, заключенный в цветовую символику обращается и к нашему культурному слою (мы воспринимаем цвета так, как принято в том обществе, где мы воспитывались), и нашему глубинному психологическому Я (многие цвета рождают в нас общие эмоции вне зависимости от наших культурных наслоений). Цвет рождает настроение, но не так, как это возникает при созерцании линий и форм, и это напрямую связано с нашей психикой. И поэтому воздействие цвета на каждого человека – индивидуальный процесс. Неоднозначность цвета делает его мощным, но опасным инструментом. Возможно, секрет этого кроется в том, что цветная фотография отображает мир еще более подробно, чем черно-белая, но и она не может соответствовать ему полностью. Эти несоответствия малы, но достаточны, чтобы мы могли заблуждаться и мы - заблуждаемся… И счастье художника – воспользоваться нашим невольным самообманом, использовать его по своему усмотрению для решения изобразительных задач. Оттенки цвета, сочетания цветовых пятен – все же не имеют стопроцентного соответствия с действительностью, потому что трехмерный объект изображается на плоскости, хотя и с помощью механического (или уже электронно-механического) устройства, но все же - не механистично: человек ловит мгновения, когда на долю секунды возникает то, что он видит внутри себя. Его главная задача – зафиксировать этот момент…

Фотография продолжает идти от прикладного ремесла к попыткам использования фотоаппарата, как инструмента в создании образов. Это и есть путь искусства, наверное… Как невозможно решить в старой загадке-шутке: «что сильнее – слон или кит», так и невозможно представить сейчас, какое направление, - цветная или черно-белая фотография, победит в итоге. Или они будут идти каждая своим путем, где цветная фотография ведет нас по нереальным мирам, которые кажутся реальными, а черно-белая фотография открывает нам путь в мир, в котором цвет сплавился в свет. Обе – в самом начале долгого путешествия, в поисках того, чего нет на самом деле, но есть на снимках, выражающих и отражающих нас.

Наталья Пустынникова, 2007

Фотографии автора

Публикуется с разрешения журнала "Digital Camera Photo&Video"

 

 

Назад в Библиотеку