Рецепт слоеного пирога
Для начинающих пользователей Photoshop работа с его слоями представляет некоторые трудности. По крайней мере, до тех пор, пока не станут понятными и привычными операции с ними – дублирование, удаление, создание нового слоя. Но тут подстерегает новая проблема – режимы наложения слоев. Это действительно проблема. Как бы многочисленные пособия и учебники ни старались придать режимам наложения легкий и доступный вид, дело не идёт дальше описания какой пиксель что делает с себе подобным.
На мой взгляд, самую точную аналогию здесь можно провести с кулинарией. В обоих случаях мы имеем некий набор ингредиентов, которые следует смешивать в определенных сочетаниях и пропорциях, чтобы в итоге получить нечто удобоваримое. Как при приготовлении блюда невозможно придумать универсальный рецепт на все случаи жизни, так и при смешивании слоев Photoshop не может быть всеобщих рекомендаций.
Настоящий кулинар из собственного опыта знает, какие специи в каком сочетании придадут нужный вкусовой оттенок блюду. Также и с режимами наложения слоев – только опыт может помочь составить их сочетание для достижения требуемого эффекта. Утешает, конечно, что режимов наложения меньше, чем специй и приправ. Но это не мешает «кулинарам» от Photoshop изобретать фирменные рецепты и засекречивать их как любое ноу-хау. Все как на кухне.
ДО
ПОСЛЕ
Но сейчас мы не будем раскрывать чужие тайны, а просто познакомимся с одним из «рецептов», которые однажды сочинился как-то сам собой. Возможно, это было очередное изобретение велосипеда, но, если и так, то его предыдущие модели остались мне неизвестны. Поэтому, приступим…
Возьмем шесть мегапикселей обычной фотографии. Сам по себе снимок неплох и по цвету, и по тональности – и то, и другое достаточно близко к реальности и имеет право на существование. Но иногда хочется праздника, а в отношении фотографии – почти всегда. Некоторые фотоаппараты это понимают и делают цвета яркими и насыщенными. Другие не выходят за рамки суровых будней. Мой Nikon как раз из этих консервативных типов, поэтому пришлось обратиться к кухне Photoshop.
Добавляем копию основного слоя, перетаскивая слой мышью на пиктограмму «Create a new layer» (Создать новый слой) или через Главное меню: Layer > Duplicate layer… (Слой > Дубликат слоя…). Новому слою задаем режим наложения Soft Light (Мягкий свет) и Opacity (Непрозрачность)=80%. Цвета приобрели сочность, но изображение стало темнее. Причем, это совершенно непонятно из того комментария, которым обычно сопровождается этот режим наложения.
Описание эффекта. Soft Light (группа Световые эффекты)– пиксели нижнего слоя осветляются или затемняются в зависимости от их положения относительно 50% серого. Степень осветления/затемнения определяется верхним слоем.
Если изображение темновато – его следует осветлить. Логично? Еще раз копируем слой, но теперь задаем режим наложения Screen (Осветление) = 50%. Заметьте, что указанные проценты, это не более, чем рекомендации. Как на всякой кухне концентрацию составляющих определяем по вкусу, в нашем случае – на глаз. Редко, но может случиться, что вместо осветления понадобиться применить затемнение. Тогда используем режим наложения Multiply (Умножение).
Описание эффекта. Screen (группа Осветление) – происходит осветление верхнего слоя с уменьшением его непрозрачности. Фактически картинка верхнего слоя осветляет все пиксели нижнего слоя. Multiply (группа Затемнение) – картинка верхнего слоя затемняет все пиксели нижнего слоя, причем тем сильнее, чем меньше белого цвета она содержит.
В результате совсем несложных манипуляций мы получили снимок более яркий и выразительный. Все описанные операции могут быть сохранены в виде Action (Действия) и их можно будет применять к любому снимку буквально одним нажатием. Вот только не надо в Action записывать слияние слоев – тогда останется возможность изменять проценты непрозрачности слоев применительно к каждому конкретному изображению.
Какие неприятные неожиданности подстерегают нас в этом блюде? На некоторых снимках в результате наложения Soft Light цвета могут стать чрезмерно насыщенными. Уменьшение непрозрачности, конечно, снизит насыщенность, но вместе с силой самого эффекта. Это нас не устраивает. Тогда делаем так:
Создаем выше всех новый пустой слой щелчком по пиктограмме Create a new layer (Создать новый слой) или через Главное меню > Layer > New > Layer… Заливаем этот слой любым черно-белым цветом – черным, любым серым или белым – значения не имеет: Главное меню > Fill (Залить). Получаем черное, белое или серое поле. Задаем режим наложения Color (Цвет) и наш снимок оказывается черно-белым. Двигаем ползунок Opacity (Непрозрачность). При значении непрозрачности слоя 0% – цвета никак не изменяются, при 100% – цвет исчезает. Легко можно подобрать такое значение непрозрачности, при котором излишне насыщенные цвета станут близкими к реальным.
Описание эффекта. Color (группа Цветовые эффекты) – яркость нижнего слоя остается в неприкосновенности, тональность и насыщенность меняются в зависимости от тональности и насыщенности верхнего слоя.
Вот, собственно, и весь рецепт. Имея всего три слоя с определенными режимами наложения, только изменением степени непрозрачности слоев можно получить широчайшую гамму тональности и насыщенности снимка. Причем исходное изображение при всех манипуляциях остается нетронутым. В особо тяжелых случаях можно повторно дублировать слои с режимами наложения Soft Light (Мягкий свет) и Screen (Осветление) – эффекты насыщенности и осветления будут усиливаться. Это надо увидеть. Словами описать такое невозможно, как вкус блюда. Попробуйте, вам понравится!
Игорь Ульман, 2006
Фотографии автора
Публикуется с разрешения журнала "Digital Camera Photo&Video"