Черное & белое
Обо всех прелестях и сложностях черно-белой фотографии нам поведает Джереми Уэбб.
Почему черно-белые снимки так приковывают снимание?
Этот жанр фотографии всегда ассоциируется с экспрессией и особой эмоциональной выразительностью. Впрочем, эти слова передают лишь часть его «ауры». Теперь, в наш цифровой век, для создания монохромных шедевров даже не требуется снимать на особую пленку. Достаточно лишь преобразовать цвета и по мановению волшебной мышки у Вас появятся классические, элегантные, а главное, черно-белые отпечатки. В начале мы расскажем о том, как лучше делать заведомо черно-белые снимки, а после дадим несколько советов по преобразованию уже существующих работа в нужную гамму с помощью ФотоШоп. Вы научитесь приемам обработки изображений и увидите, что нужно сделать, чтобы раскрыть весь потенциал черно-белого снимка. Наконец, мы расскажем, как лучше печатать готовые работы. Но помните: чтобы достичь в этом жанре хорошего результата, нужно научиться думать в черно-белом цвете. Так же в этой статье мы уделим внимание интересным эффектам, способным усилить выразительность монохромной фотографии и в то же время не перегрузить её, не создать ощущения использования чрезмерного количества фильтров. В конце-концов, черно-белая фотография должна быть минималистичной. Все, о чем мы рассказываем, не так уж и сложно. Поэтому откройте глаза и взгляните на мир по-новому – избавьте себя от тирании цвета хотя бы на мгновенье!
Основы черно-белой фотографии.
Главный секрет хорошей монохромной фотографии заключается в умении находить объекты и виды, которые будут хорошо смотреться в монохроме. Этот процесс происходит еще до того, как фотограф поднимает камеру и заглядывает в видоискатель. Существуют жанры и объекты, будто специально созданные для того, чтобы быть снятыми в черно-белом варианте – ландшафты, чувственные ню, портреты и макроснимки различных текстур.
Абстрактное видение.
Практически любой предмет можно как-нибудь интересно снять – главное абстрагироваться от его сути и акцентировать внимание на деталях или стуктуре. Таким образом, создаются не «фотографии чего-то», а «фотографии о», что и требуется. Воспользовавшись таким подходом, можно показать руки и ноги в виде чудесных гор или пустынь, превратив колени в гигантские валуны и т.д. такие абстракции скрывают истинную форму объекта, и зрители получают прекрасную визуальную загадку. Часто подобные работы представляют даже больший интерес, чем снимки целых объектов.
Конечно, лучше снимать в цвете и потом конвертировать фотографии в монохром. В итоге Вы получите две фотографии – одну цветную, а другую – черно-белую. Тогда Вы сможете понять, является ли монохромная фотография более интересной или же стоит оставить оригинал и поработать с ним иначе. Со временем Вы поймете, как цвета остановятся монохромными. К примеру, красная роза на фоне зеленой листвы выглядит невероятно, но в черно-белом варианте перед Вами появится скучный снимок в примерно одинаково серых тонах. Поэтому чем скорее Вы усвоите принцип преобразования цветных изображений, тем меньше проблем у Вас будет в дальнейшем.
Хороший портрет.
Это отличный снимок. Изучая его элементы, можно понять, как получаются стильные портреты:
ГЛАЗА.
Здесь мы видим хорошо освещенные, резкие глаза. Сделав их четкими, гораздо проще заинтересовать зрителя и заставить его внимательнее изучать объект съемки.
ЛАНДШАФТ.
Здесь выбран ландшафтный формат, а снимок скадрирован так, что лицо занимает большую его часть. Оно смещено влево, и в результате получается слегка несбалансированная, нов то же время очень динамичная, привлекающая внимание композиция
ХОРОШИЙ СВЕТ.
На этом снимке много естественного света от окна, освещающего все лицо и оставляющего небольшую область в тени. Светлые области и тени хорошо экспонированы, а лицо словно купается в свете.
GAUSSIAN BLUR.
НЕКОТОРЫЕ ОБЛАСТИ НА ЛИЦЕ И ФОН БЫЛИ СЛЕГКА РАЗМЫТЫ ФИЛЬТРОМ В ФотоШопе. Благодаря аккуратному применению этого фильтра с растушевкой = 40 и более, удалось акцентировать внимание на глазах модели.
DUOTONЕ.
Это не просто черно-белый снимок – к нему применили двухцветные чернила, придавшие портрету теплоту. Перед вызовом диалогового окна Duotone (Image>Mode>Duotone) изображение необходимо перевести в режим Grayscale (Image>Mode>Grayscale)
Плохой портрет
Учитесь на чужих ошибках – этот портрет показывает, как никогда не надо делать:
НЕ ВИДНО ГЛАЗ.
Здесь не хватает зрительного контакта, так как глаза скрыты за волосами. Возможно, если бы фотограф постарался найти оптимальное освещение, снимок получился бы более ярким и интересным.
НЕУДАЧНЫЙ ФОРМАТ.
Немного нарушать правила можно, и даже необходимо. Применение ландшафтного (горизонтального) формата и размещение головы, покоящейся на ладонях, в центре кадра не делало потрет интересным. В данном случае стоило выбрать портретный формат. ПЛОХОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.
Сам по себе свет неплох – рассеянным освещением от окна любят пользоваться многие фотографы, однако модель надо либо развернуть к его источнику, либо подсветить тени отражателем.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Это шляпа, подушка или ломоть хлеба? На самом деле это берет, но в результате сильного кадрирования узнать его просто невозможно.
НЕ В ФОКУСЕ.
На всем снимке, и на переднем, и на заднем плане, волосы оказались не в фокусе. Превратить резкие элементы в размытые в ФотоШоп очень легко, а вото осуществить обратный процесс гораздо сложнее, а порой просто невозможно.
Хороший ландшафт.
Смотрите и учитесь:
КОМПОЗИЦИЯ.
Композиция этого снимка так же сильна, как и само дерево. Иногда надо прямо и четко указывать на суть или индивидуальность предмета, вместо того, чтобы пытаться вместить в кадр весь объект с расстояния.
DODGE & BURN.
Углы снимка “выжжены» для создания искусственного виньетирования. Это еще сильнее фокусирует внимание а центральном объекте. К тому же за счет этого снимку удалось придать немного состаренный вид. Инструменты Dodge и Burn находятся в палитре инструментов ФотоШоп. С их помощью можно затемнить или осветлить определенный области изоражения.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФОН.
Деревья на фоне не менее интересны. Другие элементы, например ворота справа, могут быть и не фокусе, однако они видны достаточно четко для того, чтобы их можно было разглядывать с удовольствием.
ИЗМЕНЕННЫЙ ТОН.
Этот кадр не был бы таким интересным, если бы его оставили просто черно-белым. Поэтому снимок подвергли двухцветной обработке. В результате создается впечатление, будто перед нами двухцветная репродукция, полученная в настоящей лаборатории. Конечно, в цифровом мире процесс получения таких изображений гораздо проще.
РАЗВЕТВЛЕНИЕ.
Голые ветви перекрещиваются и формируют своеобразную сеть, в которую попалось белое небо это придает снимку философское настроение.
Плохой ландшафт
Изучите все типичные ошибки и избегайте их в своих работах.
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА.
В данном случае мы ее просто не видим – из-за сильной облачности на снимке получилось плоское, безжизненное, сливающееся с морем небо. На таком скучном и пасмурном горизонте глазу не за что зацепится. Можно было бы попробовать вытянуть детали в диалоговом окне Levels.
КАК НАСЧЕТ РАМКИ?
Проблема заключается в том, что, когда снимки с таким светлым небом печатают на белой бумаге, создается впечатление незавершенности картинки. Тонкая черная рамка помогла бы сделать снимок более эффектным.
НЕЧЕТКИЕ ДЕТАЛИ. К сожалению, из-за погодных условий даже в интересных областях картинки не хватает контраста: на среднем плане текстуры и вовсе не видны. На переднем плане они есть, и за счет низкой точки съемки даже создается определенное настроение, однако все портит недостаток света.
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ.
Пустой, минималистичный ландшафтный снимок может быть интересным, если он достаточно драматичный. Однако этой фотографии явно чего-то не хватает – центрального объекта или интересного элемента…. Да чего угодно, что могло бы привлечь внимание.
РЯБЬ И ОТРАЖЕНИЯ.
Часто такие элементы лучше передают атмосферу, чем широкие панорамы. Абстрактные снимки или макросъемка отражений, ряби на песке и подобных текстур порой являются более чувственными и привлекательными.
Из цвета в монохром.
Конвертировать цветную фотографию в монохромную не сложно – главное действовать очень аккуратно. Превратить цветной кадр в потрясающий черно-белый снимок очень просто. Для этого нужно всего лишь найти подходящую картинку, не забывать про особенности работы с черным и белым и иметь представление о ряде инструментов ФотоШоп. Проще всего сделать снимок монохромным путем перевода файла из цветного режима в режим Grayscale (Image>Mode>Grayscale). В результате из изображения исключается весь цвет. А все, что остается – это граница между тонами.
Однако картинке, полученной таким образом, может не хватать контрастности, изюминки и привлекательности цветового оригинала. Поэтому профессионалы часто сначала редактируют цвет, а уже потом избавляются от него. Как это делается, мы расскажем в нашем пошаговом руководстве. Перед окончательным преобразованием снимка в черно-белый вариант для оценки его пригодности многие фотографы пользуются функцией Image>Adjust>Desaturate. Когда Вы поймете, как ведут себя конвертированные пиксели, Вы сможете применять эти простые приеме в работе с самыми разными объектами.
Как это делается?
Откройте диалоговое окно смешивания каналов Channel Mixer, выполнив операцию Image>Adjust>Channel Mixer
Включаем Monochrome.
Поставьте галочку напротив надписи Monochrome в нижнем левом углу появившегося окна. На этой стадии монохромное изображение не будет сильно отличатся от того, что мы могли бы получить, если бы просто перевели снимок в Grayscale. Зато теперь можно будет редактировать цветовые каналы.
Редактируем каналы.
Уменьшайте или увеличивайте значения цветов, чтобы сделать их более темными или яркими. В идеале сумма всех трех значений должна составить в сумме 100. Бегунок Constant представляет собой довольно грубый инструмент для управления яркостью – лучше им не пользоваться. Вам необходимо хорошее тональное разделение с насыщенными черными тонами и яркими белыми (для настройки используйте окно Levels). По окончании нажмите OK.
Раскрашиваем с помощью Color balance.
Теперь, перед добавлением двухцветной окраски, изображение можно перевести в режим Grayscale, выполнив операцию Image>Adjust>Grayscale. Следующий шаг более подробно будет описан чуть позже, а пока мы оставим картинку в RGB и окрасим её, добавив в тени немного желтого и красного с помощью диалогового окна Color balance.
10 великолепных эффектов.
Фильтры, придающие изображениям профессиональный вид.
Даешь зерно!
Одной из самых очаровательных особенностей черно-белых пленочных снимков является зернистость, когда слабо экспонированные гранулы галоида серебра становятся заметны на негативе и придают снимку «песчаную» текстуру.
Такой эффект делает снимок более реалистичным, создает ауру «настоящей» черно-белой фотографии. В ФотоШоп есть два фильтра, с помощью которых можно сымитировать этот эффект:
1. Filter>Noise>Add Noise
2. Filter>Artistic>Film Grain
В большинстве случаев при использовании фильтра добавления шума Add Noise достигается наилучший результат – изображение становится зернистым по всей площади. Как правило его применяют в малых дозах, как едва заметный эффект – обычно при обработке высококонтрастных снимков с небольшим количеством деталей и средних тонов.
Двухцветные работы.
Цветные изображения нужно перевести в режим Graysccale (Image>Mode>Grayscale), и только потом применять пункт Doutone, находящийся в том же меню. Чтобы поэкспериментировать с цветом вторичных чернил, кликните по квадратику Ink 2. С помощью пипетки Color Picker можно выбрать цвета, отличающиеся по насыщенности. Если результат Вам не понравится, кликните по Ink 2 еще раз и выберите в колонке Color Picker другой цвет. Наилучшие эффекты достигаются при использовании теплых коричневых, красных и оранжевых тонов, а так же холодных голубых. И помните, что изоражения Doutone нельзя сохранить в формате TIFF.
Высокий контраст – сильное впечатление.
Некоторые снимки требуют более сильной обработки – строгие портреты, некоторые текстуры, городская архитектура и тому подобное.
Чтобы увеличить контрастность снимка, выполните команду Image>Adjust>Curvers (Ctrl+M) и поработайте с кривыми, как показано на рисунке.
В результате средние тона станут более слабыми, а контраст между черными и белыми усилится – и фотография станет более эффектной.
Пробуйте разные варианты. Со временем Вы поймете, что управлять изображением с помощью кривых гораздо удобнее, чем в более простом окне Brightness/Contrast.
Да будут световые эффекты!
Чтобы выжать максимум на этой функции ФотоШоп, надо действовать очень аккуратно. Много хороших снимков было испорчено в результате чрезмерного использования неподходящих световых эффектов. Такими эффектами часто пользуются 3D-модельеры, чьи работы легко сочетаются с подобными фильтрами, однако они могут быть очень полезны и при обработке черно-белых снимков.
Выберите Filter>Render>Lighting Effects, чтобы вызвать диалоговое окно и поэкспериментировать со стилями и настройками. Что, глаза разбегаются? Отберите наиболее понравившиеся сочетания и сохраните их на будущее, нажав кнопку Save.
Стильная негативность.
Работая в черно-белом варианте, можно развлекаться, переключаясь между негативом и позитивом.
Кликните Image>Adjust>Invent для преобразования каждого тона в противоположный и превращения позитивного изображения в негативное. Но попробуйте вместо инвертирования всей картинки применить данный эффект лишь к какой-нибудь её части.
Для работы с этим изображением выберите инструмент Magic Wang (волшебная палочка) на панели инструментов и задайте значение Feather = 30. Кликните по фигуре и объедините в единую область выделение человека и шесты.
Теперь выполните команду Select>Inverse, чтобы выделить все, кроме фигуры и шестов.
Если границы выделения проходят по краю картинки – значит, вы готовы к последней операции. Выполните команду Image>Adjust>Invert, и Вы увидите, как небо и большой столб слева станут негативными, а фигура останется висеть странным силуэтом.
Цветовое пятно.
Сделать так, чтобы черно-белый снимок был похож на местами раскрашенный вручную, очень просто.
Для начала нужно перетащить фоновый слой изображения на иконку Create a New Layers.
В результате слой продублируется Теперь можно обесцветить эту копию, выполнив операцию Image>Adjust>Desaturate.
Затем увеличьте масштаб и, выбрав ластик Eraseк подходящего размера, сотрите пиксели с верхнего слоя и откройте часть цветной картинки. По окончании работы выполните команду Layer>Merge Down.
Горделивое свечение
Следующий фильтр ФотоШоп, которому, кстати, уделяют сравнительно мало внимания, называется Diffuse Glow Filter. /
Он создает эффект мягкого свечения, придающий снимку практически люминесцентный вид.
Для идеального применения этого фильтра к черно-белой фотографии фоновый цвет лучше сделать белым, поскольку именно он-то и будет усилен. Если же выбрать черный, то эффект появится в тенях.
Для управления фильтром пользуйтесь слайдерами.
Цель – High Pass
На первый взгляд фильтр High Pass может показаться ненужным и даже бессмысленным, поскольку он всего лишь покрывает снимок большими белыми пятнами. Однако при аккуратном его использовании можно получить приятные низкоконтрастные монохромные и двух цветные картинки, как будто отпечатанные вручную.
В некоторых случаях фильтр имитирует «лабораторный» эффект соляризации – когда короткая вспышка света используется для «затуманивания» отпечатка в процессе обработки.
С помощью High Pass этот эффект достигается значительно быстрее с меньшими трудозатраты.
Фильтр High Pass находится в меню Filter>Other, но слишкам често применять его не стоит – лучше приберегите High Pass для действительно подходящих снимков. Управление фильтром осуществляется с помощью одного ползунка, при чем больше значение, тем слабее эффект.
Наш снимок обнаженной натуры подвергся, помимо прочего, и двухцветной обработке.
Фильр Sumi-e
Этот крохотный алмаз скрывается в меню Filter>Brush Strokes.
На него часто не обращают внимания, отдаваяпредпочтение менее экзотичным соседям. С помощью этого фильтра можно создавать живописные эффекты, которые обычно используются при превращении снимков в фотографические «иллюстрации» или для придания работе вида изготовленного вручную произведения искусства.
В диалоговом окне можно отрегулировать ряд значений, понять работу которых можно понять потянув ползунки в ту или иную сторону. В окне предпросмотра с небольшим увеличением можно оценить, каким будет финальный результат.
Избирательное размытие.
Когда фон отвлекает, его можно размыть с помощью Gaussian Blur в меню Filter, и таким образом акцентировать внимание на главном объекте. Существуют сложные способы применения этого фильтра с использованием многих слоев, однако сегодня мы рассмотрим наиболее быстрый рецепт.
Выберите инструмент Freehand Lasso и задайте значение Fether в районе 25, чтобы граница выделения была мягкой. Выделите фигурку, едва касаясь курсором его контура. Выполните команду Select>Inverse, чтобы выделить все, кроме фигурки, а за тем кликните Filter>Bur>Gaussian Blur и задайте Radius в районе 8 пикселей.
Финальный результат, который Вы видите на этой фотографии был получен после дальнейшей обработки инструментом Blur с сильным увеличением, а две дальних зоны с каждой стороны получили по дополнительной дохе Gaussian Blur.
Печать черно-белых снимков
При печати черно-белых работ стоит обратить внимание на ряд моментов. Результат использования опции Black Ink Only в окне предпросмотра принтера ил настройках принтерного ПО может разочаровать Вас, поскольку чернила берутся из одного катриджа и отпечаток, скорее всего получится грязным и с плохим разделением тонов.
При печати черно-белых снимков всегда используйте цветные чернила. Большинство принтеров обеспечивают наилучший результат благодаря соединению различного количества голубых, красных и желтых расходников. Однако, отпечатки, как праивло, слегка окрашены в какой-либо тон – обычно красный. Это наиболее заметно в светлых областях и средних тонах. В большинстве случаев Вам будет достаточно любого хорошего современного принтера, который без проблем напечатает черно-белый снимков с использованием цветных чернил.
С проблемой окраски не столкнутся и те, кто работает с двухцветными, трехцветными репродукциями – все они окрашены в тот или иной цвет, и проблема получения нейтрально черно-белого отпечатка в этом случае не стоит. Для остальных же степень окраски черно-белых фотографий может показаться неприемлемой (на результат здесь влияют и цвет принтерной бумаги, который может не быть нейтрально-белым, и изменения в цвете по мере высыхания чернил).
Так что же делать бедному фотографу, когда его отпечатки не соответствуют ожиданиям? Существуют несколько вариантов:
- Выбежать в поле и истерично кричать, избавляясь при этом от растительности на голове. (вероятно, наименее продуктивный выбор)
- Попробовать печать с опцией Black Only. (некоторые фотографы остаются довольны результатом, другие жалуются на плохую передачу средних тонов)
- Покупка профессиональных чернил (www.sky-lab.ru)
- Покупка отдельного принтера для черно-белой фотографии. (этот вариант вовсе не такой бессмысленный, как им может показаться на первый взгляд. Особенно если Вы не испытываете проблем с бюджетом. Если у Вас будет два принтера, Вам не придется возиться с заменой одного катриджа на другой.)
- И последний, самый наилучший вариант:
В идеале Ваш принтер должен выдавать результат, максимально близкий к тому, что Вы видите на мониторе (эффект WYSIWYG), поэтому необходимо произвести его калибровку. Если черно-белые отпечатки вызывают разочарование, с этого и нужно начинать. В ФотоШопе для улучшения точности цветопередачи можно сделать несколько вещей – прежде всего, немного поэкспериментировать с рабочим пространством и настройками Gamma в окне Edit>Color>Setting.
Незначительные изменения этих настроек могут повлиять на точность, однако быстрого алгоритма для получения нужных значений не существует. Что может помочь в одном случае, не обязательно будет полезно в другом. Поэтому экспериментируйте – но только если сможете вернуться к начальным параметрам, которые были выставлены до того, как Вы начали путь по этому темному таинственному царству. По крайней мере, выберите для печати монохромных изображений Gray Gamma 2.2 в качестве значения Gray в группе Working Spaces.
Настройки цвета.
Количество настроек в окне Color Setting запросто может повергнуть в уныние. Многие очень неохотно возятся с этими параметрами, поскольку улучшения могут оказаться незначительными, а сам принцип более понятен профессионалам, которые работают с печатью каждый день. В то же время, в Сети существует множество руководств, помогающих разобраться в этом вопросе.
Предпросморт.
Не пренебрегайте элементарными вещами – в большинстве настольных струйных принтеров можно выставит настройки, помогающие выжать максимум из цифровых файлов.
Для наилучших результатов печатайте черно-белые снимки цветными чернилами, задав максимальное качество. Используйте самую лучшую бумагу, которую можете себе позволить – например, Archival Matte от Epson.
Нежная трехцветность
Одно из преимуществ черно-белой фотографии заключается в то, что Вы не привязаны к монохрому и можете любоваться отпечатками, полученными в результате смешивания различных чернил.
Это нежное трехцветное изображение не сильно отличается от монохромного (а создавалось, как трехцветное), хотя напечатано на настольном струйном принтере с невероятной точностью при использовании цветных чернил.
DP мастерская (2004 г.)
материал размещен с любезного разрешения редакции журнала DP www.digital-photo.ru