Работы по ДЗ: 28824 [+2]
Учеников: 3489
Новые ученики: Marinavk76
николай герасимов
gerasimovpavel78
Katikalaevna
Katerina_Zharkova

13.03.2023
Прием оплат закрыт, все ученики, олатившие обучение, могут продолжать обучаться, помня, что обучение не имеет срока давности.  Фотошкола вр...

подробнее

 

 

 

 

 



комПОЗИЦИЯ

Эта статья предназначена для фотолюбителей, которым нужны первые знания по композиционному построению снимка. Если Вы - профи, то ничего нового здесь не найдете.
Хотите небольшой тест на Ваше творческое состояние? Читая следующий абзац, Вы должны внимательно следить за своим настроением: если будет чувствоваться раздражение, то сейчас Вы явно не в творческом состоянии. Расслабьтесь, улыбнитесь! Ну?! Ничего серьезного и в то же время очень серьезно.

Что такое «композиция»?! На мой поверхностный взгляд…. Это, если смотреть сверху на слово композиция, сразу же видно, что оно состоит из двух слов КОМ + ПОЗИЦИЯ. Слово ПОЗИЦИЯ нам понятно сразу же. Позиция – это местонахождение чего-либо в кадре. А вот что делает здесь слово КОМ?! И вообще что такое КОМ? Снежный ком… или ком, как единое целое…. Думаю, что в глубинном смысле корня «ком» в слове «КОМпозиция» лежит следующее: это снежный ком знаний о любой позиции любого предмета в кадре, накопленный за века исследований великих художников и их критиков. А еще ком – это нечто целое, единое. Получается, что композиция должна быть единой, целостной… и еще: формируя кадр, следует учитывать все законы композиции, накопленные, как снежный ком за века и сотни лет. Запутано? Нет? На мой взгляд очень понятно.
Я прочитала достаточно определений слова «Композиция» и все они были очень сложны. Достаточно запомнить состав слова (ком+позиция), чтобы понимание этого термина стало само собой разумеющееся. В любом случае, если что-то находится в кадре и этих объектов больше одного, они просто обязаны находится в нужном месте и взаимодействовать друг с другом. К стати взаимодействие может заключаться в абсолютном игнорировании объектов. Почему нет?! Далее я приведу некоторые, самые важные правила правильной композиционной компоновки изображения. Итак, что у нас под номером «1»?

  1. Это самое важное правило любого изображения: правило трех третей. Кадр по вертикали и горизонтали делится на три равные части. Все важные детали снимка нужно располагать на пересечении воображаемых линий
  2. Верх должен быть «легче» нижней части фотографии. Вверху у нас обычно небо, оно легкое и светлое. Старайтесь составлять композиции таким образом, чтобы вверху было чуть-чуть «воздуха». Это будет правильно:
  3. Дайте движению или взгляду модели пространства: оставляйте место в кадре для продолжения движения или взгляда:

  4. В портрете главное – это глаза. Точка резкости всегда должна быть на глазах! За очень крайними исключениями. Если Вам тяжело «поймать» глаза фокусировкой, то Вы можете фокусироваться на воротнике или грудной клетке модели, которые во многих случаях совпадают с плоскостью глаз.

    В портрете и съемке людей важно что вошло в кадр, а что нет: никогда не обрезайте конечности людей не подумав. Снимайте фигуры людей либо полностью, либо обрезайте в районе выше колен и локтей, но не в районе кистей и ступней. И внимательно следите, чтобы из головы людей не росли телеграфные столбы, ветки и другие предметы. Если что-то выросло, то отойдите чуток в сторонку, и все будет в порядке, столб будет расти откуда ему положено: из земли.
  5. Включение в кадр диагоналей делает натюрморт или пейзаж более динамичным и интересным:
  6. Избегайте ярких или пестрых пятен в стороне от главного объекта. В большинстве случаев это отвлекает. Если же Вы поместите яркое пятно рядом с главным объектом, то это может быть неплохой идеей.
  7. Ритм смотрится лучше, если в нем есть изюминка: что-то выбивающееся из ритма.

Есть мнение, что композиции нельзя научить. Что либо у человека есть чувство гармонии либо его нет. Мой опыт говорит мне следующее: композиции научиться можно. Но если у Вас есть талант и чувство гармонии, Вам будет легче строить грамотные снимки, и Вы будете изобретательнее и тоньше использовать свои знания. Если же чувства гармонии нет, то Вам будет первое время тяжелее, чем другим, Вы потратите больше времени и усилий, и в конце-концов сможете делать великолепные снимки с грамотным композиционным построением. Я в этом уверена, это показывает мой опыт преподавания.

Автор: Елена Счастливая

Все фотографии, использованные в данной статье сделаны учениками фото-школы и публикуются с их разрешения.

При цитировании или перепечатки статьи ссылка на первоисточник обязательна.