Работы по ДЗ: 28826 [+0]
Учеников: 3490
Новые ученики: Кислик
Marinavk76
николай герасимов
gerasimovpavel78
Katikalaevna

13.03.2023
Прием оплат закрыт, все ученики, олатившие обучение, могут продолжать обучаться, помня, что обучение не имеет срока давности.  Фотошкола вр...

подробнее

 

 

 

 

 



Портрет, нарисованный светом

Красивые, неприглядные, простые, выразительные; юные, светлые, старые, изрезанные морщинами; пропорциональные, ассиметричные, круглые, овальные, квадратные, массивные; сосредоточенные, безмятежные, добрые, бесконечная вереница лиц, неповторимое разнообразие черт

Интерес художников человеческому лицу, пожалуй, вряд ли когда-нибудь будет исчерпан, ведь история портрета насчитывает тысячелетия. 1839-й - год изобретения светописи - оказался в этой истории крутым поворотом, ведь именно с этого момента появилась возможность изображать то, что видит глаз зрителя, самостоятельно, без посредничества живописца.

Из истории жанра
Первым жанром, в котором фотография заявила о себе как об искусстве, был портрет. Изображения, получаемые в камере-обскуре на посеребренных пластинках (дагерротипы), выходили настолько изящными, что уже к середине XIX века светописные портреты стали вытеснять миниатюры и акварели. Мокроколлоидная фотография, сменившая дагерротипию, дала возможность получать со стеклянного негатива сколько угодно изображений. В «карточках» на бумаге не было того изящества, что на дагерротипах, но техника вскоре позволила и этим способом достигать прекрасного качества изображений. Однако к концу века профессиональная портретная фотография оказалась вне пределов искусства: в подавляющем числе фотографических ателье господствовали ремесленнические стандарты. Лишь в начале ХХ века некоторые фотографы-профессионалы и любители художественной светописи противопоставили ремесленному шаблону поиски новых форм фотопортрета.

В истории развития фотографии в целом, и фотопортрета в частности, с точки зрения раскрытия характера можно выделить 2 больших периода: студийная фотография, относящаяся в основном к XIX столетию, и репортажная, которая возникла уже на заре ХХ века. Причины очевидны: в XIX веке громоздкие камеры и низкочувствительные материалы не позволяли фотографам выйти за пределы студии. В результате появлялись величественные, хотя и несколько статичные портреты, откровенно ориентирующиеся на эстетику изобразительного искусства. Изобретение портативных камер, появление высокочувствительных фотоматериалов в конце XIX века повлекли за собой решительные перемены в портретном жанре. Динамика подлинной жизни, пришедшая в репортажный портрет, повлекла за собой смещение акцентов в раскрытии человеческого характера. Если в станковом портрете характер раскрывался в основном через лицо (и в гораздо меньшей степени через жест, позу, одежду, антураж студии), то в репортажном - через все многообразие происходящего на снимке.

Первые фотостудии
Клиент попадал в настоящую стеклянную клетку, скудно обставленную мебелью, но с большими окнами, часто подсиненными, чтобы сократить выдержку. Посередине студии 2 агрегата - собственно фотоаппарат и устройство, помогавшее снимаемому удержать позу, так как первые выдержки достигали 15–30 минут. Обычно это был стул или кресло с зажимом для головы. Все время съемки человек должен был оставаться неподвижным на ярком свету солнца - настоящая пытка, тем более что в итоге всегда выходило одно и то же - оцепеневшая физиономия с застывшими чертами и отсутствующим взглядом. Иногда фотографы, чтобы уменьшить выдержку, прибегали к разным уловкам -- например, посыпали лицо клиента мукой.

Знаковые имена
Ранние фотопортреты в лучших своих образцах не только запечатлевали внешние черты человека, но и проникали в глубины его характера. Говоря об этом периоде, нельзя не упомянуть такие имена, как Надар и Камерон.

Надар (Nadar, 1872–1910) вошел в историю как фотограф, создавший портреты своих великих современников. Многое почерпнул из традиций живописи, причем делал это с глубоким знанием дела и мастерством, творчески используя и сугубо фотографические особенности изображения.


фото: Надар. Сара Бернар, 1865.

Джулия Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron, 1815–1879) в своих работах стремилась к передаче внутреннего облика человека средствами светописи. Фотографии, сделанные Камерон, воссоздают легенды о короле Артуре, мифы, живопись Рафаэля. Она стала предтечей крупного творческого направления, возникшего уже после ее смерти и распространившегося во всем мире на рубеже веков.


фото: Джулия Маргарет Камерон. Эхо. 1868.

В ХХ веке развитие жанра происходило волнообразно. Толчком к появлению новых художественных форм были как технические новшества, которые давали фотографам больше свободы при съемке, так и творчество отдельных фотографов, которые задавали новые способы видения. Стиглиц, Ман Рей, Зандер, Аведон, Родченко, Арбус - они и многие другие возвели фотографию в ранг искусства.

Стиглиц (Alfred Stieglitz, 1864–1910) никогда не останавливался на достигнутом. Это было принципом его жизни, поэтому он часто менял технику исполнения портрета. Возможно, именно по этой причине его творчество оставалось актуальным на протяжении всей его жизни.


фото: Альфред Стиглиц. Джорджия О’Киф. 1918.

Ман Рей (Man Ray, 1890–1976) относился к искусству как к игре, увлекался экспериментами в технике получения изображения. В создании портретов всегда ориентировался на золотое сечение, причем доводил это правило до идеала. Однако он был как раз тем фотографом, который сумел заставить классические правила зазвучать на новый лад.

Зандер (Zander, 1876–1964) поставил одну из самых грандиозных задач в истории фотографии: создать фотографический портрет немецкого народа. В результате отснял все важнейшие социальные типы и всех знаменитостей своей эпохи.

Творчество Ричарда Аведона (Richard Avedon, 1923–2004) ценно тем, что оно образует всеобъемлющий собирательный портрет деятелей искусства, моды, политической и экономической жизни начиная с 50-х годов.

Александр Родченко (1891–1956) - революционер в области ракурсов. Научил фотографов «видеть иначе» и открыл новые возможности фотоизображения.


фото: Александр Родченко. Шофер. 1933.


фото: Александр Родченко. Пионерка. 1930.

Персонажи снимков Дианы Арбус (Diane Arbus, 1923-1971) обладают такой яркой индивидуальностью, что их невозможно вместить в рамки определенной социальной роли. Можно сказать, что это были странные люди, не вписывающиеся в общие стандарты. Она ценила психологизм больше точности и личное -- больше общественного.


фото: Диана Арбус. Карлик-мексиканец в гостиничном номере. 1970.


фото: Диана Арбус. Молодой человек с бигуди у себя дома на 20-й стрит. Нью-Йорк.

Возможно, благодаря творчеству этих художников, а может быть, потому, что портрет и сегодня остается самым востребованным жанром (поэтому привлекает львиную долю творческих усилий фотографов), эксперименты по поиску новых форм и новых техник портрета продолжаются и в наше время. При всем том, что живы и здравствуют классические портретные формы, портрет использует средства и предметной, и пейзажной, и абстрактной фотографии, способствуя взаимопроникновению и размытию границ этих жанров. Свою роль играет и растущая доступность фотографии, и современное состояние культуры -- мы живем в эпоху создания новых форм на основе старых. Но искусствоведы отмечают, что тенденция к отказу от жанровой чистоты портрета, зародившаяся более века назад, и сейчас продолжает определять его развитие.

Как это часто бывает в искусстве, зарождение новой формы вовсе не обязательно означает конец старой. Студийный портрет и портрет репортажный (а вместе с ним и жанровый) -- это не только два этапа в развитии жанра, но и разновидности его, бытующие и по сей день. Каждый из них обладает своими достоинствами, находит свои пути к постижению характера человека.

Модель может фиксироваться в фотостудии (студийный портрет), бытовой обстановке (жанровый портрет) или во время какого-нибудь события (репортажный портрет).


фото: Егор Войнов.

Психологический портрет
Задача фотографа-портретиста - осмыслить и «прочувствовать» внешность и характер человека и найти им адекватное фотографическое воплощение. Идеал -- найти ту точку, тот момент, когда внешний (физический) и внутренний (психологический) образы совпадают. И если запечатление внешнего облика - задача преимущественно ремесленная, то передать характер и внутренний мир модели способен далеко не каждый фотограф. Здесь от него требуется гораздо больше жизненного опыта, тонкого психологического чутья, интуиции. Если фотограф в состоянии совместить форму (внешнее сходство) с содержанием (внутреннее подобие), то в результате получается то, что называют психологическим портретом.

Психологический портрет - способность в одной мгновенной фазе выражать внутренние характеристики персонажа.


фото: Алексей Павлюць. 1999.

Очевидная сложность передачи характера заключается в том, что человек всегда и неизбежно реагирует на камеру. Стоит фотографу взять в руки аппарат, как портретируемый мгновенно «закрывается», надевает маску, инстинктивно следуя шаблонам, выработанным десятилетиями. Поэтому усилия фотографа должны быть направлены на то, чтобы в диалоге с моделью проявился ее характер. Для этого, как говорил Картье-Брессон, «камера должна проникнуть сквозь одежды портретируемого», раскрыть неожиданные черты в персонаже. «Как фотограф я допускаю, что существует нечто такое, как характер, и что выражение лица иногда его открывает. Я стараюсь добиться, прежде всего беседой, чтобы фотографируемый забыл, что он позирует, и в минуту правды проявил важный аспект своего характера. Многое я оставляю на волю случая, многое на волю разговора», - признавался Ф. Холсман.

С теми или иными вариациями такой подход используют многие фотографы-портретисты, хотя, конечно, свои профессиональные приемы есть у каждого. Но в репортажном или жанровом портрете задача усложняется, так как фотографу нужно успеть зафиксировать то решающее мгновение, когда лицо человека наиболее ярко раскрывает его характер. «В меру моих сил, знаний, возможностей, опыта и пр. я пытаюсь идти не в ширь, а в глубь характера, образа, типа и типажа. Хочется показать внутренний мир моих героев за ту долю секунды, пока длится съемка. Это невероятно сложно. Но еще более невероятно интересно», - говорит Михаил Левит.


фото: Михаил Левит.

Как это ни парадоксально, но очень часто, фотографируя других, фотографы отражают себя. В результате в цикле портретов совершенно разных людей явно угадывается одно и то же лицо - лицо самого фотографа, своего рода психологический автопортрет. Объяснений этого явления немало - это и сильное «авторское начало», и неизбежная субъективность фотографа, а иногда, возможно, даже и его ограниченность. Личный, субъективный взгляд - основа любого творчества. Однако порой он приводит к навязыванию фотографом модели каких-то определенных поз, мимики, настроения, другими словами - к вторжению в личное пространство модели и подмене, заполнению его своим собственным. И это одна из главных ловушек в портретной фотографии.

Известная фотопортретистка Лотта Якоби говорила: «Делая портреты, я отказываюсь фотографировать себя, чем занимаются многие фотографы». А на вопрос, каков ее стиль, она отвечала: «Это стиль тех людей, которых я фотографирую». Конечно, остается открытым вопрос, насколько вообще фотограф может отказаться от себя, от своего субъективного взгляда при съемке портрета, и, соответственно, выполнимы ли буквально принципы Лотты Якоби. Думается, что нет - иначе следует признать, что идеальным портретистом будет автомат для съемки на документы. Скорее верно высказывание другого фотографа: «Портрет - это всегда диалог фотографа и модели. Если диалог между ними получился, значит, может получиться и портрет». В портрете, как и в любом диалоге, важно внимательно слушать собеседника. Но чтобы увидеть его внутренний мир, нужен проницательный и неизбежно субъективный взгляд фотографа.

Анна ЛЕМЕШ
статья публикуется с любезного разрешения Главного редактора журнала "Digital Camera Photo&Video"

 

 

Назад в Библиотеку