Работы по ДЗ: 28826 [+0]
Учеников: 3490
Новые ученики: Кислик
Marinavk76
николай герасимов
gerasimovpavel78
Katikalaevna

13.03.2023
Прием оплат закрыт, все ученики, олатившие обучение, могут продолжать обучаться, помня, что обучение не имеет срока давности.  Фотошкола вр...

подробнее

 

 

 

 

 



Вижу свет!

Свет является одним из самых важных аспектов в фотографии, но мало кто из новичков знает, как надо им управлять, чтобы достичь наилучших результатов. Мы откроем вам все секреты управления светом в нашем руководстве по освещению.


Послеполуденный свет падает на лицо и солнечные очки дремлющей модели, создавая фантастическую композицию. Такие моменты предоставляют отличные возможности для съемки.

Без света вообще бы не было никакой фотографии. Если вдуматься, то скорее всего и жизни тоже бы не существовало, поэтому нельзя переоценить важность правильного освещения.

Ключ к успешной фотографии заключается в том, чтобы добиться максимального эффекта от того света, что есть в кадре, и, если это необходимо, улучшить освещение при помощи вспышки или дополнительного осветителя. Свет также можно использовать для того, чтобы создавать необычные эффекты, добавляя «немного перца» в ваши фото.

Однако свет не только приносит утилитарную пользу, освещая предмет снимка, он может быть также использован и как главный объект съемки, причем в результате могут получиться очень оригинальные снимки. В нашем техническом руководстве мы рассмотрим эту идею подробнее.

На следующих страницах мы собираемся ясно и четко объяснить, как овладеть искусством управления светом. Мы объясним вам, как правильно ставить освещение для съемки, а таже рассмотрим свет не только как инструмент для освещения, но и в качестве главного объекта цифрового изображения.

Свет приходит к нам во всевозможных формах и видах, начиная от домашней электролампочки, освещающей вашу гостиную, и заканчивая солнцем, сияющим на небе. Мы расскажем, как управляться со всем этим богатством и научиться создавать фантастические картинки. Итак, включайте вашу камеру — и в путь...


Совершенный профиль
Если расположить модель напротив источника яркого света и замерить экспозамером камеры уровень освещенности фона, то сама модель выйдет недодержанной, при этом создастся эффект фантастического силуэта. Однако для того, чтобы объект вышел резким, вам все же придется навести камеру на фокус. Любой выбившийся из прически волосок будет очень заметен на снимке, поэтому, если вас не приводит в восторг перспектива вычищать эти волоски с помощью программы-фоторедактора, лучше уж сразу причешите девушку получше.


Время отражений
Отражения могут создать отличную фотографию, например, как на этом «автомобильном» снимке. Когда солнце начало сквозь деревья снижаться к горизонту, отражение в стекле автомашины создало прекрасную возможность для съемки — мы сместились немного в сторону, и нам удалось уместить на стекле весь сюжет. Обычные сюжеты такого рода — пейзаж, отражающийся в озере, или солнце, отражающееся в море. Однако не обязательно искать отражения на стекле или воде — любые хорошо отполированные или просто блестящие поверхности могут создать отличные отражения.


Городские тени
Ранним утром свет озарил уголки этой старой грязной автостоянки, заграждения отбросили тени. Исходный сюжет содержал совсем мало цвета, и снимок мог бы с таким же успехом быть и черно-белым. Здесь светлые и темные области кадра примерно равны по площади, поэтому большинство камер легко справились бы с таким сюжетом. Единственный недостаток этого снимка — отсутствие элемента, который бы «зафиксировал» на себе взгляд наблюдателя. Для этого можно использовать старую жестянку от пива, какую-нибудь автозапчасть или даже просто поставить человека на переднем плане — это «зацепило» бы взгляд зрителя и заставило бы его вглядеться в снимок.

Настройки камеры
Если вы снимаете в хорошо освещенном месте, установите низкую чувствительность, для того чтобы шумовые искажения были минимальными (поскольку высокая чувствительность способствует появлению шумовых искажений). Попробуйте установить чувствительность в 100 единиц ISO или даже ниже, если, конечно, у вашей камеры есть такая возможность. Иногда яркий свет сбивает камеру с толку, и она уменьшает выдержку, а в результате появляется передержанный снимок. В таких случаях надо использовать точечный экспозамер и «считывать» экспозицию прямо с объекта съемки. Ярко освещенные участки «выгорят», но, по крайней мере, сам объект съемки не окажется в тени. Блокировка экспозамера — прекрасный инструмент для быстрой установки экспозиции. Если объект съемки слишком сильно освещен с одной из сторон, нацельте камеру слегка в сторону, нажмите спусковую кнопку до половины, затем примените блокировку экспозиции, вновь нацельте камеру на объект съемки и нажмите на спусковую кнопку до конца. Это даст вам хорошую экспозицию на затененных участках снимка, хотя ярко освещенные области могут при этом и «выгореть».


Тщательно выбирая чувствительность и применяя экспокоррекцию, можно добиться правильно отэкспонированных снимков.


Передержка вызвала «выгорание» светлых участков снимка, цвета же выглядят приглушенными.


Искрящийся сок
Ни в коем случае нельзя смотреть на полуденное солнце через видоискатель, поэтому мы выбирали композицию этого снимка при помощи ЖК-дисплея. Мы замерили экспозицию по руке, держащей стакан с соком, а затем ее заблокировали — идея снимка состоит том, чтобы «выжечь» задний план. В таких кадрах бывает очень много света, поэтому появляется возможность установить низкую чувствительность, чтобы сохранить как можно больше деталей изображения. Вам придется установить очень маленькую величину отверстия диафрагмы в том случае, если ваша камера не сможет дать выдержку в 1/2000 с и меньше, — ведь при таком мощном освещении затвор камеры должен будет открыться всего лишь на малую толику времени.

Джентльменский осветительный набор
Сейчас практически у любой любительской камеры есть встроенная вспышка, хотя она и может давать грубый, выбеливающий свет. Альтернативный вариант (если у вашей камеры есть соответствующие разъемы) — использовать внешнюю вспышку, подсоединенную к камере через синхронизирующий кабель. Это дает возможность использовать свет, отраженный от стен, потолка или от рефлектора, и смягчить таким образом освещение. Если у вашей камеры нет синхронизирующего разъема, попробуйте прикрыть вспышку кусочком белой туалетной бумаги, для того чтобы смягчить ее свет.

При ночной съемке с длительной выдержкой потребуется штатив — при таких выдержках невозможно держать камеру так твердо, чтобы детали снимка вышли резкими.


Рефлекторы или зонтичные отражатели предназначаются для того, чтобы отбросить свет назад на композицию и смягчить грубые тени.


Небо и тень
Винтовая лестница создает интересную композицию, а ее тень на стене усиливает ощущение минимализма. Работая с этим снимком, мы увеличили контраст, чтобы подчеркнуть различие между голубым небом, черной лестницей и абсолютно белыми стенами здания. Однако можно было бы еще улучшить композицию, если бы мы подождали, пока кто-нибудь не появился бы в дверях — это дало бы снимку элемент, «цепляющий» взгляд зрителя. На самом деле здание было, скорее, серого цвета, поэтому камере не составило труда правильно выбрать экспозицию. Если бы этот кадр был снят в полдень, освещение было бы более ярким, и снимок наверняка вышел бы недодержанным.


Автоанфас
Как можно видеть по этому снимку автомашины, лучшие фотографии получаются не только в результате очевидных композиционных решений. Чтобы правильно отэкспонировать этот снимок, мы замерили экспозицию с точечным экспозамером на том участке капота, который расположен подальше от блестящих хромированных элементов, а затем заблокировали ее. После этого осталось лишь изменить композицию кадра. Так что, если это нужно для дела, смело становитесь коленями на асфальт.

Когда снимать


Утреннее освещение дает мягкие, рассеянные тени

Естественное освещение меняется в течение всего дня, причем самое мягкое, красящее объект съемки освещение бывает на рассвете и в сумерках. Лучше всего снимать именно в это время — полуденный свет может быть настолько силен, что выжжет все цвета, включая черный. В результате фотографии будут выглядеть жестко и грубо. Уровень освещенности также зависит от времени года. Зимой солнце не поднимается так высоко над горизонтом, теплые рассветные цвета сохраняются дольше, поэтому вам не придется вставать так рано, как летом. Весна и осень — отличное время для утренних съемок, а летними вечерами часто можно увидеть неясное зарево, дающее фантастические снимки.


Вечерний теплый свет хорош для съемки силуэтов


Сумерки, желтые нарциссы...
Вечерний свет очень хорош для освещения таких хрупких объектов, как эти желтые нарциссы. Один из цветков мы слегка отделили от других цветов, при этом солнце подсветило снизу его лепестки. Мы измерили по нему освещенность и заблокировали полученную экспозицию. После этого осталось только вернуть цветок и камеру на освещенное место, снова выбрать композицию и сделать снимок!


Луч света
Все мы наблюдали захватывающие эффекты, которые образуются, когда свет проходит через деревья или через окна. Чтобы запечатлеть их, надо просто оказаться в нужное время в нужном месте, поэтому всегда держите наготове свою камеру. Чтобы обеспечить такому снимку правильную экспозицию, надо «считать» ее точечным экспозамером с такого участка изображения, на который не падает свет. Даже если при этом сам луч света выйдет передержанным, вовсе не страшно, поскольку из-за этого может возникнуть дополнительный драматический эффект.


Ночной взгляд
Города отлично смотрятся по ночам благодаря искусственному ночному освещению — здания, дороги и надписи буквально оживают, а цветные лампы отбрасывают искры в темноту. Сделать резкий снимок без помощи штатива можно, лишь если вы установите чувствительность камеры на 3200 ISO или еще выше. Снимая этот сюжет, мы выбрали самую высокую чувствительность, при которой еще сохранялись детали изображения, а затем установили камеру на штатив.


Чем дальше в лес...
Свет может буквально танцевать между деревьями, проникая через прогалы в листьях и ветвях. Однако этот эффект обычно не достигает поверхности земли — так поднимите же голову и постарайтесь запечатлеть интересную игру теней и света. Возможно, чтобы зафиксировать эффекты освещения, вызванные встающим солнцем, вам придется встать очень-очень рано. Туманное утро с лучами света, струящимися сквозь деревья, производит неизгладимое впечатление. А если вы любитель поспать, попробуйте «ухватить» тот же эффект ранним вечером. Широкоугольный объектив поможет вместить в кадр весь узор светотени, однако постарайтесь все же ближе подойти к деревьям, тогда вам удастся лучше зафиксировать детали коры и листьев.

Портреты и солнце
Всем нравится, когда нас изображают на портретах лучше, чем в действительности, поэтому качество освещения и угол, под которым падает свет на объект съемки, чрезвычайно важны. Различные оттенки кожи отражают свет по-разному, и если вы планируете провести съемку вне помещения, имеет смысл вспомнить кое-что из технических приемов.

Когда будете выбирать время для съемок, не забудьте, что раннее утро и вечер дают самый теплый свет. Полуденное освещение может быть довольно жестким, хотя, если погода облачная, это поможет рассеять и смягчить свет. Берегитесь теней! Они могут ухудшить портрет, особенно если солнце светит сверху (тогда под глазами могут появиться тени). Чтобы справиться с этой проблемой, используйте отражатель или лист белого картона, расположенный ниже лица объекта съемки, — он отразит свет назад. Всевозможные отражения в глазах, солнечных очках и украшениях могут заставить объект буквально сиять и добавят вашим кадрам экспрессии. Однако остерегайтесь отражений от поверхностей, расположенных вокруг объекта съемки (например, от окон, воды и других блестящих поверхностей) все они могут повлиять на освещение вашей модели.


Лестница в рай
Это очень современное здание со множеством ярких поверхностей и отражений. Самая большая проблема таких снимков — ненужные зеркальные отражения, когда вы вдруг обнаруживаете свое изображение в одном из них. Конечно, таким путем попасть на снимок могут и другие незваные объекты. Если у вас есть экспонометр, измерьте тот свет, который падает на объект, а не свет, отраженный от него. Ярко освещенная белая поверхность может сбить экспозамер с толку, при этом он будет считать, что света в кадре больше, чем на самом деле, что приведет к появлению недодержанного снимка. Даже установив значение диафрагмы F32 и чувствительность 100 ISO, вы должны суметь снять такой кадр без помощи штатива.

статья публикуется с любезного разрешения Главного редактора журнала "Digital Camera Photo&Video"

 

 

Назад в Библиотеку