Работы по ДЗ: 28824 [+0]
Учеников: 3489
Новые ученики: Marinavk76
николай герасимов
gerasimovpavel78
Katikalaevna
Katerina_Zharkova

13.03.2023
Прием оплат закрыт, все ученики, олатившие обучение, могут продолжать обучаться, помня, что обучение не имеет срока давности.  Фотошкола вр...

подробнее

 

 

 

 

 



Стильный портрет

Фотографирование людей — это одно из занятий, которым мы все частенько занимаемся. Теперь вы сможете углубить свой опыт как фотограф-портретист при помощи этого всестороннего руководства. Узнайте, как снимать портреты в различных стилях, как управлять светом, композицией и перенимать опыт у профессионалов...

Независимо от того, являетесь вы новичком или бывалым профессионалом, можно гарантировать, что время от времени вы снимаете на свою цифровую камеру людей. Для большинства из нас главный смысл приобретения камеры состоит в том, чтобы запечатлеть на фото друзей и близких.

Работа на результат
Наша статья как раз об этом. Мы покажем, как спланировать портретную съемку дома и как осветить модель без применения дорогостоящего оборудования. Также вы узнаете, как наилучшим образом использовать настройки экспозиции в камере, чтобы получить разнообразные эффекты. Плюс вы получите полезные советы по композиции и тому, как добиться наилучших результатов при съемке модели. После оттачивания своей техники перейдите на стр. 42 этого номера Журнала, в секцию фоторедактирования, где вы узнаете, как улучшить снятые портреты на компьютере. Вооруженные такими пакетами, как Photoshop и Paint Shop Pro, вы сможете устранить дефекты, улучшить цвета и композицию, а также применить фильтры для усиления воздействия портрета. А в этом материале мы также выслушаем советы признанного портретного фотографа Кевина Уилсона (Kevin Wilson), который поделится с нами секретами успешной съемки людей и даст нам возможность оценить замечательные работы из своего портфолио.

Подготовка к съемке

Настройка камеры
В отличие от съемки группы людей, в данном случае необходимо повернуть камеру набок, чтобы снимок имел высоту бОльшую, чем ширину. Обычно это называется портретным режимом — так гораздо легче разместить лицо в кадре без оставления больших отвлекающих пространств по бокам. Объективы с оптическим зумом лучше всего подходят для портретной съемки. Для съемки лицевого или плечевого портрета следует стоять достаточно далеко и увеличивать модель при помощи зума. При использовании больших фокусных расстояний более правильно передается перспектива лица, а также хорошо размывается фон. Независимо от того, достаточно ли вам места при съемке, никогда не снимайте объективом в широкоугольном положении, т. к. при этом увеличится нос модели и исказится форма лица — никто не выглядит привлекательно при съемке широкоугольным объективом с близкого расстояния. Если все, чем вы располагаете, это цифровой зум, то даже не думайте применять его, т. к. он создает низкокачественное изображение и никак не влияет на перспективу.

Установка диафрагмы
Если ваша камера имеет ручные настройки экспозиции через диафрагму и выдержку затвора, используйте максимально открытую диафрагму (например, F2 или F2.8). Это целесообразно по двум причинам. Во-первых, это дает возможность применять максимально короткую выдержку, что снижает риск смазывания от тряски камеры или движения модели. Во-вторых, это уменьшает глубину резкости, так что в фокусе находится только модель, а все отвлекающие детали спереди и позади — размыты. Если вы не можете вручную управлять диафрагмой объектива камеры, следует установить ее в портретный режим. Это автоматический режим, обеспечивающий широкое открытие диафрагмы для сосредоточения внимания на модели и оставления фона вне фокуса. Если вы не пользуетесь профессиональной студийной системой вспышек, то для лучшего результата следует установить камеру на штатив.

Освещение модели
Хотя большинство людей считает, что портреты снимаются в студии, множество прекрасных портретов в действительности снято у модели дома или на работе. Так что не думайте, что не сможете получить достойного результата, если вынуждены снимать в домашней обстановке, но и не считайте, что вы найдете все необходимое для съемки у кого-нибудь дома или в офисе. Часто наилучшим освещением для съемки портрета является естественное, вне помещения или рядом с окном. Избегайте освещения лица модели прямым солнечным светом, т. к. это создает резкие тени и подчеркивает все недостатки. Кроме того, яркий свет заставит модель щуриться, что может испортить прекрасный во всем остальном снимок. Лучшим дополнением будет использование отражателя, что смягчит освещение, заполнив тени. Можно купить отражатель в специализированном магазине, но можно обойтись и листом белого картона. Для эффективного применения его площадь должна быть как минимум 1 кв. метр. Хотя большинство цифровых камер оснащено встроенной вспышкой, лучше избегать ее использования в портретной съемке. Это из-за того, что такая вспышка создает очень жесткое и неподходящее освещение, резкие тени и ужасные красные глаза. Использование внешней направленной вспышки обеспечит гораздо больший контроль над освещением. Если же вы вынуждены применять встроенную вспышку, следует обернуть ее полупрозрачной бумагой. Это смягчит свет и распределит его более равномерно. Освещение лица модели — наиболее тонкая часть процесса, которая окажет наибольший эффект на весь снимок, поэтому стоит позаботиться о нем.

Направляем свет
Усадите модель. Ее голова должна быть повернута на 45 градусов влево (для нее вправо). Посмотрите на лицо модели и представьте линию, разделяющую лицо пополам и проходящую посередине носа. Вам видна малая часть левой стороны лица. Это «короткая» сторона. Сторона, которую видно почти полностью, является «широкой» стороной. Освещение лица модели с широкой стороны увеличит его полноту, выбелит ухо и отбросит тень на короткую сторону, что будет выглядеть довольно странно. Наилучшим вариантом освещения лица будет расположение главного источника света с короткой стороны. Получится эффект освещения «маски» лица — области лица, обычно закрываемой маской. Это обеспечит ровное освещение особенностей лица и скроет ухо, которое окажется в тени. Полезно обратить внимание на веки: если они освещены равномерно, то вы на правильном пути. Еще один момент, которого стоит остерегаться, — это тень от носа. В идеале она должна следовать естественной линии от носа ко рту, сливаясь с линией контура лица. Потраченное дополнительное время на планирование и расположение модели может значительно сказаться на конечном результате.

Кадрирование лица
Заметьте, что расположение глаз подчиняется правилу третей, в то время как волосы и руки обрамляют лицо модели. Гораздо лучше, если вы сможете добиться этого при съемке, но вы можете откадрировать снимок и позднее — при улучшении композиции. Полезный прием при постановке модели состоит в том, чтобы расположить ее волосы и руки на линиях, сосредоточивающих внимание на лице.

Размытие фона
Когда снимается портрет в естественном окружении, следует применять широко открытую диафрагму, чтобы уменьшить глубину резкости и оставить фон вне фокуса. Это концентрирует внимание на модели и дает возможность использовать короткие выдержки затвора, что позволяет отказаться от штатива. Попробуйте снимать с высокой точки, чтобы модель не рисовалась на фоне неба, или от уровня земли, чтобы получить необычную и захватывающую композицию.

Выбор стиля
Не останавливайтесь на одной проверенной успешной формуле. Изучите наши советы по подготовке модели и освещения для получения различных портретных эффектов.

Официальный портрет
Для большинства официальных портретов выбирается фон, который контрастирует с одеждой и волосами модели, но убедитесь, что он не слишком тусклый: средне-серый будет идеальным, но подойдут и другие приглушенные цвета. Избегайте узорчатых материалов, таких, как шторы и обои, чтобы модель оставалась главным объектом в кадре. Большинство официальных портретов — плечевые, так что не нужно заботиться о положении рук. Однако очень важны волосы, поэтому отслеживайте при компоновке выбившиеся пряди и волоски. Если у вашей модели потрясающие волосы, постарайтесь сделать их «изюминкой» портрета, расположив поверх плеча, ближнего к свету. Расположите главный осветитель примерно в метре слева от модели и установите его мощность на максимум. Он должен находиться на высоте головы модели, немного спереди, и освещать лицо и фон. Расположите отражатель справа от модели, как можно ближе к ней, но так, чтобы он не оказался в кадре. Убедитесь, что он расположен ниже основного осветителя и наклонен кверху, чтобы направлять свет под подбородок. При этом заполнятся любые тени фона.

Баланс белого
Одно из основных отличий между цифровыми и пленочными камерами состоит в наличии установки баланса белого. По существу, свет состоит из трех основных цветов — красного, зеленого и синего — в различных пропорциях. Любой искусственный источник света отличается по пропорциям основных цветов. К примеру, домашняя лампа накаливания создает более красный свет, а большинство флюоресцентных ламп — зеленоватые. Этот индивидуальный цветовой баланс известен как «цветовая температура». Немного запутывает то, что синий цвет имеет самую высокую цветовую температуру, а красный — самую низкую. Человеческое зрение очень быстро адаптируется к любой окраске цвета, поэтому мы не замечаем разницы, а камера ее фиксирует. Установки баланса белого позволяют камере распознать, как белый цвет будет выглядеть при различном освещении, и правильно отобразить все остальные цвета.

Поддержание порядка
Если руки модели попадают в кадр, это не должно становиться проблемой. Вот наши советы:

  • Показывайте руки сбоку, но не спереди, чтобы уменьшить их видимый размер.
  • Пальцы должны быть направлены к камере или от нее, чтобы сделать их короче.
  • Для ощущения расслабленности пальцы должны быть согнуты и соединены вместе.
  • Мужские руки должны располагаться ближе друг к другу, поскольку они больше женских и более заметны.
  • Пальцы никогда не должны перекрещиваться — это создает чувство неловкости и натянутости.
  • Голова не должна опираться на руку — это искажает форму лица и может утяжелить челюсть.



Портретный мастер-класс

Кевин Уилсон — один из известнейших портретных и свадебных фотографов. В сентябрьском номере за 2003 год он делился с нами секретами свадебной съемки. Здесь Кевин даст свои экспертные советы о том, как нужно планировать и снимать портреты дома, чтобы они выглядели профессионально.

Готовьте план
Снимаете ли вы друзей или семью для удовольствия, или незнакомых людей для заработка, очень важно выяснить желания портретируемого. Например, где наиболее комфортно чувствует себя модель: дома, в студии или на природе? Задайте ей вопросы, чтобы выяснить ее предпочтения и помочь расслабиться. При съемке детей полезно спуститься на их уровень. Не бойтесь показаться смешным. Очень важно находиться в контакте с портретируемым на все время работы. Узнайте, чего он ждет от портрета.

Применяйте естественное освещение
Для получения качественных результатов вам не обязательно нужно студийное освещение. Естественный свет создает прекрасные эффекты и его проще применять дома. Расположите модель рядом с окном. Чем дальше она будет от него находиться, тем мягче будет освещение. Примените серебристый отражатель, белый лист бумаги или картона, алюминиевую фольгу, чтобы усилить эффект и направить свет в область теней на лице и теле. Для наилучших результатов установите ISO на 400 и примените штатив. С такими установками можно использовать выдержки короче 1/15 секунды и взять от окружающего освещения все возможное. Если потребуется использовать искусственное освещение, попробуйте применить настольную лампу или вспышку: первая — добавит в окружение глубины и теплоты, вторая — подсветит затененные места. Поиграйте с их расположением и с установками экспозиции, пока не получите нужный эффект.

Контроль баланса белого
По возможности устанавливайте вручную баланс белого в камере. Некоторые камеры позволяют создавать личные настройки. Я устанавливаю баланс белого в камере по серой карте Kodak Grey Card. Это настраивает камеру на окружающее освещение. Еще одним полезным и недорогим вариантом является Opti Card. Более того, я всегда снимаю в формате RAW, что позволяет корректировать условия освещения на компьютере и дает больше контроля над конечным результатом.

Правильная поза
Съемка в полный рост — это хороший способ помочь людям казаться стройнее, особенно если они примут правильную позу (перенесенный на заднюю ногу вес и поворот на 45 градусов позволят модели выглядеть лучше). При съемке на улице применяйте большие фокусные расстояния, чтобы дополнительно все «спрессовать».

Когда отказаться от цвета?
Сцены с высоким контрастом и хорошей текстурой реально выигрывают в черно-белом варианте. Подвижные лица или лица с необычными чертами будут выглядеть драматичнее. Иногда для получения правильной экспозиции требуются дополнительные замеры.

Редактирование снимков
После съемки я перекачиваю изображения в компьютер и корректирую их в Adobe Photoshop. Обычно я корректирую и улучшаю экспозицию и цвета в основном инструментами Curves (Кривые) и Levels (Уровни). Заманчиво также применить множество фильтров, предлагаемых программой. Фильтр Diffuse Glow (Рассеянный свет) особенно полезен для женских портретов. Однако смотрите, не «пережарьте» свои снимки!

Неформальные портреты
Портрет в темном ключе не является нормальным фото, т. к. он очень темный. Секрет в том, чтобы правильно осветить только часть лица модели, а все остальное сделать черным или очень темным. Для этого снимка мы оставили обычные установки, как для официального портрета, но сделали так, чтобы главный источник света больше не освещал фон. Отражатель также был сильно отодвинут.



Главный источник света расположен в двух метрах от модели, чтобы осветить широкое пространство

Освещение было обеспечено главным светом, расположенным сверху, и отражателем, расположенным справа, плюс мы уменьшили мощность вспышки наполовину. Если ваша вспышка не настраивается, тот же эффект даст ее отдаление.

Ключом к получению такого снимка является передача максимального количества темных тонов. Попросите модель-женщину закрыть волосами плечи, чтобы отбросить тень на лицо. Отражатель сохранит некоторые детали в тенях, но в результате получится потрясающий портрет.

Съемка на улице
Вопреки распространенному мнению, яркий солнечный свет — не подходящие условия для съемки на улице. Ослепительный солнечный свет отбрасывает на модель очень резкие тени и заставляет ее щуриться — такой «красоты» лучше избегать. Идеальной погодой для уличной съемки является наличие достаточно белых пушистых облаков, которые способны превратить небо в превосходный рассеиватель света, дающий гораздо более управляемый свет.

Все-таки не избегайте съемки портретов вне помещения, потому что результаты могут оказаться ошеломляющими, особенно если модель расположится на фоне привлекательного вида, такого, как побережье или городской пейзаж. Старайтесь максимально использовать естественное освещение, применяя отражатель для заполнения резких теней. Он может обеспечить более равномерное освещение. Используя только отражатель, вы можете расположить модель боком к прямому солнечному свету. Модель будет находиться между солнцем и отражателем, который направит свет на лицо, чтобы высветить его особенности.

Эта последовательность кадров получена камерой Fujifilm FinePix S2Pro с одинаковой установкой экспозиции (1/60 с, F19). Можно получить очень отличающиеся результаты, лишь немного подвинув отражатель ближе к модели или дальше от нее. Разумно будет попробовать съемку с разными положениями отражателя, чтобы затем изучить результаты на ЖК-дисплее камеры. Постоянное отслеживание результатов дает больше контроля над установками освещения и позволяет быстрее понять, что работает, а что нет.
Дополнительно: если ваша камера отображает гистограмму распределения тонов, используйте это во время съемки для оценки слишком светлых и темных областей картинки. Таким образом можно решить все проблемы с освещением очень оперативно.

Смягчив свет и уменьшив освещаемую область, можно получить интимный портрет в темном ключе. Выставив освещение, настраиваем диафрагму. Можно получить очень разные эффекты, изменив диафрагму всего на пару ступеней, что видно на снимках слева. Последний снимок получен при предпочтительной для нас экспозиции. На странице 42 вы подробно узнаете про улучшение портретов при помощи фильтров и других эффектов в фоторедакторе.

Мудрые слова
Если вы будете помнить эти шесть советов Кевина, то всегда будете двигаться в правильном направлении

  • Всегда берите с собой штатив. Это необходимая часть вашего снаряжения, позволяющая снимать при слабом освещении и в студии. Если вы затруднены в средствах, можно найти что-то в районе $45.
  • Возьмите отражатель. Можно купить серебряный отражатель в магазине. Он легкий и его достаточно легко носить с собой. Если у вас его нет, можно применить белый картон или другой материал.
  • Имейте запас карт памяти. Хуже всего узнать, что у вас кончилась память в тот момент, когда модель расслабилась и полностью готова к съемке.
  • Перед тем как нажать на кнопку спуска, проверьте-перепроверьте композицию. Лучше перестраховаться. Допущенная ошибка в первую очередь бросится в глаза на сделанном снимке.
  • После того как вы определились с расстоянием от камеры до модели, сделайте один шаг назад. Это дополнительное пространство даст больше свободы при кадрировании.
  • Учитесь снимать быстро и эффективно. Дети могут сохранять внимание на короткое время, поэтому долгая съемка с длительными перерывами не будет полностью успешной. Также попросите родителей не давать детям лакомства перед съемкой, т. к. жевание испортит снимок.

 

Другие работы Кевина Уилсона можно посмотреть на его веб-сайте.
статья публикуется с любезного разрешения Главного редактора журнала "Digital Camera Photo&Video"

 

 

Назад в Библиотеку